В научно-популярных источниках и СМИ в последние несколько лет не утихает дискуссия о величине потерь СССР в Великой Отечественной войне, она становится тем сильнее, чем меньше остается ветеранов – реальных свидетелей боевых действий. В настоящий момент преобладает точка зрения (особенно среди так называемых патриотов) о серьезном завышении реальных потерь СССР со стороны так называемых либеральных ревизионистов. 30 апреля 2016 года Министерство обороны
Данные прокомментировал эксперт proaist.ru, доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов.
Цифра эта несколько превышает данные комиссии генерал-полковника Кривошеева, которая была принята как официальная и долгое время считалась таковой: 8,67 млн погибших и умерших от ран военнослужащих советских Вооруженных сил. В книге В. В. Литвиненко (2013) «Цена войны. Людские потери на советско-германском фронте» приводится научное обоснование данной цифры и полемика с оппонентами.
Тем не менее в качестве альтернативного мнения хотелось бы рассмотреть рецензию на книгу Литвиненко, известным исследователем и священником Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне (Санкт-Петербург) Н. Н. Савченко в журнале «Демографическое обозрение в 2015 году». Савченко обращает внимание на то, что при использовании демографического метода исчисления потерь (подробно это видно в сборнике Росстата, посвященном 70-летию Победы) итоговая цифра людских потерь СССР в войне составляет 26,7 млн человек (это также довольно стабильно объявляемая цифра, основной спор оппонентов касается соотношения военных и мирных жителей внутри нее). А при детальном рассмотрении оказывается, что с 1941 по 1946 год число женщин в трудоспособном возрасте 16–54 лет в СССР снизилось на 3,9 млн человек, но при этом число мужчин в трудоспособном возрасте 16–59 лет уменьшилось на 17,1 млн человек. Эта цифра почти в 2 раза выше официальных оценок, даже с учетом исправленных данных Министерства обороны.
Савченко обращает внимание на то, что, по данным юбилейного издания Росстата, в сумме убыль числа мужчин в возрасте 15–49 лет к 1946 году, по сравнению с численностью этой же когорты в 1941 году, получается равной 10,28 млн, причем эта цифра касается только населения РСФСР, где проживало примерно 58% населения СССР. Также исследователь отмечает, что за время войны оккупации подвергались места жительства 15,5% жителей России, причем из них на срок более 6 месяцев – лишь 7,7% мужского населения нашей страны, что позволяет сделать вывод о том, что значительная часть погибших мужчин были уроженцами тыловых областей, краев и автономных республик, т. е. они погибали на фронте.
Савченко обращает внимание на то, что учет убывших офицеров в советских Вооруженных силах был гораздо более точным, чем учет солдат (по мнению многих исследователей). И если считать цифру учета офицеров точной, то при сопоставлении и использовании цифры 8,67 млн получится соотношение 1:7 (она не сильно изменится при использовании новых данных Министерства обороны), хотя реальное соотношение явно отличается в пользу солдат во всех воюющих армиях. Также автор приводит данные учета потерь комсомольцев и коммунистов, которые превышают 9 млн человек, хотя их количество в Вооруженных силах СССР было менее половины.
Савченко отмечает, что цифра Министерства обороны не учитывает народное ополчение до включения его в штаты армии, военных строителей и части военизированной охраны различных ведомств. В то время как часто при расчете соотношения потерь СССР и Германии в состав Вермахта историками (всех стран) всегда включались немецкие потери убитых и пленных чинов фольксштурма, полиции, военизированной организации Тодта, местных отрядов ПВО и военизированной охраны.
Есть расхождения по поводу учета потерь в результате миграции (добровольной и принудительной) и числа и смертности военнопленных. Таким образом, есть большая вероятность, что военные потери, признанные Министерством обороны, далеки от истины.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!