Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Мари Кюри – нобелевская мама

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
11 ноября 18 в 11:30
Мари Кюри – нобелевская мама

Популярное расхожее мнение относительно несовместимости профессиональной карьеры и материнства с успехом опровергла Мария Склодовская-Кюри, дважды нобелевский лауреат и мама двух чудесных дочерей.

Мария Склодовская-Кюри могла бы стать знаменем современного феминизма, если бы ее волновали такие малосущественные идеи и занятия. Первая в истории женщина – лауреат Нобелевской премии, первый в истории ученый, удостоенный Нобелевки дважды. Фанатичный ученый, носивший в кармане в качестве талисмана пробирку с радиоактивным радием. Она была любящей женой и матерью двух прекрасных дочек, одна из которых впоследствии тоже получила Нобелевскую премию, а вторая стала известным музыкантом и литератором. Обе в ученой маме души не чаяли и поддерживали ее во всем.

Юношеская пылкость

Нельзя сказать, что Марии Склодовской была суждена научная карьера, хоть и родилась она в семье, где образование ценилось превыше всего. Девочка с малолетства впитывала знания, как губка, в четыре года во время игр с сестрой выучилась читать, чем напугала родителей. В те времена педагоги считали, что раннее обучение разрушает хрупкую детскую психику. Гимназию Мария окончила с отличием, но гимназические успехи не означали автоматического университета. В губернии Привислинского края, так тогда в Российской империи называли эту часть Польши, возможности женщин получить высшее научное образование были крайне ограничены, а денег на учебу за границей у семьи не было. Жаждущая знаний Мария посещала подпольные женские высшие курсы, как их тогда называли – «Летучий университет». Но их с сестрой манила Сорбонна. Девушки придумали, как помочь друг другу. Сначала одна работает и отсылает половину зарплаты другой на учебу, а потом уже вторая сестра материально поддерживает новую студентку. Жребий ехать в Париж первой выпал сестре Марии – Брониславе. А Мария в итоге нашла более-менее хорошо оплачиваемое место гувернантки в глубокой провинции. Правда, и там она не забывала о книгах по естественным наукам, о помощи крестьянским детям, которых в свободное время учила грамоте, а также о верховой езде, катании на коньках и прочих спортивных радостях. При этом со своими прямыми обязанностями справлялась просто великолепно, ведь хозяева не отказались от ее услуг даже после того, как старший сын изъявил желание жениться на гувернантке.

Мари Кюри – нобелевская мама

Владислав Склодовский с дочерьми
Источник фото: en.wikipedia.org

Первый пылкий роман Марии Склодовской оказался несчастливым. Родственники Казимежа Лоравски были категорически против неравного брака, а ее избранник хоть и не порывал отношения, но не мог решиться на тайную свадьбу.

Мария Склодовская училась не просто прилежно, а самозабвенно, забывала даже о еде и падала в голодные обмороки, но науки не бросала и по окончании университета получила сразу два диплома – по физике и по математике.

Свобода пришла вместе с Сорбонной. Материальное положение семьи улучшилось, отец нашел высокооплачиваемую работу с малолетними преступниками, сестра Бронислава вышла замуж и была готова помочь Марии с оплатой учебы.

Мария Склодовская училась не просто прилежно, а самозабвенно, забывала даже о еде и падала в голодные обмороки, но науки не бросала и по окончании университета получила сразу два диплома – по физике и по математике. К тому же стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем и получила первые заказы на самостоятельные исследования.

Судьбоносная встреча

Исследовательская работа свела Мари, как она стала себя называть на французский манер, с ее будущим супругом – Пьером Кюри.

К моменту их знакомства Пьер уже был известным ученым-физиком и почти поставил крест на личной жизни. Еще студентом Пьер написал в своем дневнике: «…Женщина гораздо больше нас любит жизнь ради жизни, умственно одаренные женщины – редкость. Поэтому если мы, увлекшись, охваченные некой мистической любовью, хотим пойти новой, необычной дорогой и отдаем все наши мысли определенной творческой работе, которая отдаляет нас от окружающего человечества, то нам приходится бороться против женщин».

Но судьба свела его с женщиной не только умственно одаренной, но и безмерно увлеченной наукой. В начале 1894 года Мари Склодовскую и Пьера Кюри познакомил Юзеф Ковальский, который надеялся, что Пьер сможет предоставить Марии возможность поработать в своей лаборатории. Уже знаменитый на тот момент физик произвел на 27-летнюю ученую девушку сильное впечатление: «Когда я вошла, Пьер Кюри стоял в пролете стеклянной двери, выходившей на балкон. Он мне показался очень молодым, хотя ему исполнилось в то время 35 лет. Меня поразило в нем выражение ясных глаз и чуть заметная принужденность в осанке высокой фигуры. Его медленная, обдуманная речь, его простота, серьезная и вместе с тем юная улыбка располагали к полному доверию. Между нами завязался разговор, быстро перешедший в дружескую беседу: он занимался такими научными вопросами, относительно которых мне было очень интересно знать его мнение». Разговоры о науке так тронули сердце Пьера Кюри, что он вскоре сделал предложение хрупкой девушке с изъеденными кислотой руками. На замужество Мари решилась не сразу. Патриотка, как все польки, она мечтала вернуться на Родину и послужить ей своими знаниями. Пьер был готов последовать за любимой на берега Вислы, пусть даже придется работать учителем французского. Однако консервативный Краковский университет отказался от услуг женщины-преподавателя.

Мари Кюри – нобелевская мама

Источник фото: en.wikipedia.org

Семья, дети и научные изыскания

Пьер и Мари поженились через год. Никакой свадьбы, никаких гостей, цветов и прочей мишуры с белой фатой. В темно-синем «свадебном» костюме Мари потом долго ходила в лабораторию. На деньги, подаренные родственниками, они приобрели велосипеды и в медовый месяц отправились в путешествие по Иль-де-Франсу.

А потом – семейная жизнь в плохо обставленной квартирке и неустанная работа в лаборатории. Правда, став женой, Мари научилась готовить – раньше она не тратила время на такие пустяки.

Через два года, как раз когда были завершены исследования магнетизма, родилась старшая дочь Кюри – Ирен. Мари тут же начала подыскивать тему для диссертации, тем более что с новорожденной малышкой ей стал помогать недавно овдовевший тесть. Как раз в это время супруги познакомились с Анри Беккерелем, физиком, открывшим урановые излучения. Мари, заинтересованная темой, начала работу над новой докторской диссертацией, посвященной исследованию радиоактивности. Именно совместные исследования радиации принесли супругам первую Нобелевскую премию.

Еще с гимназической поры она весьма скептически воспринимала традиционное обучение и даже как-то сказала, что «иной раз создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы».

1903 год стал годом триумфа – супругам Кюри присудили Нобелевскую премию. В том же триумфальном году Мари, только что похоронившая отца, пережила выкидыш. Всемирно известному ученому-физику тяжело было пережить утрату. Вот фрагмент из дневника Мари: «Я так пришиблена этим несчастным случаем, что у меня нет мужества писать кому-либо о нем. Я так привыкла к мысли иметь этого ребенка, что не могу утешиться. Я надеялась на крепость своего организма, а теперь горько сожалею об этом, заплатив так дорого за самонадеянность». Почти сразу супруги Кюри решились еще на одного младенца, несмотря на то, что бесконечные исследования изматывали обоих и они уже получили невероятные дозы радиации. Тогда никто не предполагал, что радиоактивное излучение опасно для человека, а дозу облучения они получили такую, что рабочие записи Мари будут «фонить» еще сотни лет, именно поэтому они хранятся в свинцовых футлярах. Но несмотря ни на что, в 1904 году в семье появилась еще одна дочь – Ева. Девочка родилась совершенно здоровой и оказалась долгожительницей, прожила почти 103 года! Именно она, ставшая известной пианисткой и писателем, оставила нам подробную биографию матери, которую просто обожала.

Мари Кюри – нобелевская мама

С дочерью Ирен
Источник фото: en.wikipedia.org

Вдова и мама

Пьер и Мари не прекращали научные изыскания, что не мешало Мари оставаться прекрасной матерью, опровергая досужие домыслы об ученых – «синих чулках». Так вспоминает свое детство Ева Кюри: «Даже в дни, насыщенные работой, Мари уделяет время заботам о детях. По своей профессии она вынуждена оставлять детей на попечение прислуги, но пока она сама не удостоверится, что Ирен и Ева хорошо выспались, покушали, умыты и причесаны, что у них не начинается насморк или какая-нибудь другая болезнь, Мари не успокоится. Впрочем, если бы она обращала на них меньше внимания, Ирен сумела бы напомнить о себе! Этот ребенок – деспот. Она ревниво завладевает матерью и с неудовольствием переносит ее заботы о маленькой. Зимой Мари делает длинные концы по Парижу, чтобы найти любимые Ирен яблоки – ранет – или бананы, и не смеет приезжать без них домой».

А еще Мари Склодовская-Кюри умудрилась организовать для своих детей лучшую школу в мире. Вероятно, еще с гимназической поры она весьма скептически воспринимала традиционное обучение и даже как-то сказала, что «иной раз создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы».

Поэтому по ее инициативе в Сорбонне для детей сотрудников была организована школа, где учителями были самые видные ученые Франции. Математику преподавал Поль Ланжевен, химию – знаменитый химик Жан Перрен, физику – сама Мари Кюри, причем ученики приходили к ней в лабораторию. Не забывали поклонники точных и естественных наук и о литературе, истории, иностранных языках, рисовании, лепке и шитье. У детишек были уроки огородничества и физкультуры. Сама Мари, с юности увлекавшаяся спортом, научила дочерей плавать и кататься на лыжах.

Стоит ли удивляться, что одна из ее дочерей прославилась в сфере гуманитарной, а вторая пошла по стопам матери и тоже вместе с супругом была удостоена Нобелевской премии по химии. Мари не дожила всего год до этого события.
Безоблачная, а потом уже и безбедная семейная жизнь продлилась только 11 лет. В 1906 году Пьера, когда он переходил улицу, сбил конный экипаж. Его голова оказалась раздробленной. Смерть мужа стала для Мари тяжелейшим ударом. Как пишет ее любящая дочь Ева: «С того момента, как два слова: «Пьер умер» – дошли до ее сознания, покров одиночества и тайны навсегда лег на ее плечи. В этот апрельский день мадам Кюри стала не только вдовой, но и одиноким, несчастным человеком».

Мари несколько месяцев находилась в тяжелейшей депрессии, но даже депрессия не повод забыть о науке или дочках. В 1909 году она становится директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности в Радиевом институте. В 1911-м ей присудят вторую Нобелевку – по химии. Впереди у нее будет еще много лет плодотворной работы и заботы о дочерях.

В историю Мари Кюри попала как первая женщина – нобелевский лауреат и как первый ученый, удостоенный этой научной премии дважды. О том, что она была примерной, самоотверженной женой и матерью, почему-то забывают.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть