Источник фото:
Большинство детей очень любят своих маму и папу. Но далеко не все дети родителями гордятся. Почему?
Пока цветочки…
В наши дни многие работают дома. Вот и мой приятель такой: кабинет у него невелик, 7 квадратных метров, зато свой. В общем, сидим у него в отсеке, обсуждаем свои профессиональные дела, как вдруг тихо открывается дверь и на пороге возникает прекрасное юное создание в школьной форме.
– Познакомься, – говорит мой приятель. – Катя-Катюня, умница-разумница из третьего «Б».
– А Вы кто? – спрашивает меня Катя-Катюня. – Тоже пишете очерки и книжки? Как мой папа?
– Да, – отвечаю, – и статьи, и очерки, и книжки.
– А мы сегодня тоже сочинение писали, – с гордостью возвещает умница-разумница.
– Ого, в третьем классе – и уже сочинение! – восклицает мой приятель. – И о чём же?
– Не о чём, а о ком, – поправляет Катя-Катюня. – О том, кем мы можем гордиться.
– И ты написала про наших ветеранов, – подсказывает папа.
– Не-а.
– Про космонавтов?
– Нет!
– Про наших фигуристов?
– Нет!
– Я знаю, про кого, – сказал я. – Про папу.
– И Вы не угадали. Про маму!
– Это уже интересно! – заговорщицким голосом произнёс папа. – С этого места, пожалуйста, поподробнее... Что же ты написала про маму?
– А то, что моя мама работает врачом, она лечит многих людей. И это очень трудно. Но после работы мама готовит для всей нашей семьи и обед, и ужин, помогает мне делать уроки, и мы с ней читаем интересные книжки. Она усталая, но всё равно…
– Да, папочка! Но только после того, как тебя мама попросит.
– Постой-ка, но ведь я тоже помогаю тебе готовить уроки и книжки с тобой читаю! – перебил дочку мой приятель.
– Да, папочка! Но только после того, как тебя мама попросит.
– Ты бы хоть не срамила меня перед гостем-то, – уныло сказал прижатый к стенке папаша.
– А я и не срамю… не срамлю. Я правду сказала. Ты ведь сам учил, что всегда надо говорить только правду. – Она повернулась и с победным видом вышла из комнаты.
Повисла мхатовская пауза.
Источник фото:
– Нет, ты слыхал, как она меня? – не то в шутку, не то с обидой произнёс мой приятель. – Работаю от темнадцати до темнадцати, каждую свободную минуту с семьёй, а в итоге… И ведь это ещё цветочки. Это она ещё не выросла.
– Ну, не всё так плохо, – постарался я его успокоить. – Думаю, надо радоваться – вряд ли много детей выбрали в герои кого-то из родителей.
«Негеройские» герои
Увы, я оказался прав. Из 36 детей в классе только 9 взяли в герои для сочинения маму или папу. В основном писали про тех, кого пытался подсказать своей дочке мой приятель. Про героев Великой Отечественной войны, космонавтов, спортсменов, а не то про полицейских, следователей, которые с пистолетиками или «калашами» прыгают по телеэкранам из одного сериала в другой.
Почему же самых близких – родителей – наши дети редко считают героями?
Одна из причин, думаю, кроется в идеологических установках, которые свойственны нам, взрослым, и в первую очередь нашему современному кино и телевидению. Чаще всего в нашем сознании герой – лишь тот, кто во время боя лёг со связкой гранат под танк, сбил в одном бою три вражеских самолёта, отобрал у бандита нож, задержал особо опасного преступника, спас тонущую в реке женщину, вынес ребёнка из объятого пламенем дома…
Сегодня кино- и телефильмы, газетные и журнальные статьи, многотиражные романы, да и не только они, предлагают нам почти всегда только такой героизм и только таких героев – героев мужественного поступка. Исключения крайне редки. Считается, что лишь всё это и должно служить основой нашего современного общества, что именно в этом и кроется весь патриотизм.
Кстати, как раз сторонники такого героизма и патриотизма, как я успел заметить, обычно выступают в первых рядах сторонников отмены преподавания в средней школе русской литературы XIX века или, по крайней мере, сокращения её в школьной программе до минимума. Дескать, детям не дано ещё понять всей философии наших классиков и их героев. А мне кажется, дело в другом. Противники изучения классики в школе сами мало что понимают: «негеройские» герои Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева учат порядочности, доброте, умению размышлять, любить, стыдиться – короче, тому, что, при всём моём уважении к героям поступка, для них не характерно.
Помните в «Войне и мире» маленького, щуплого, малоприметного капитана Тушина? В бою он вёл себя как истинный герой, а потом перед начальством заробел и стушевался. Не бояться в сражении врага и не испугаться начальства, которое в чём-либо неправо, – это два разных героизма. И ценить надо оба, и воспитывать, потому что людям нужен и тот и другой.
Тому же, кстати, учили лучшие русские книги ХХ века и лучшие советские фильмы. Но где сегодня на страницах отечественной литературы и на экране школьный учитель, университетский профессор, участковый врач, хирург, физик, биолог, музейный работник, журналист, писатель?.. Где они – без остатка преданные профессии, всю свою жизнь подчинившие заботе о других, способные пошутить даже в самые трагические моменты, готовые сказать «нет!» даже самому высокопоставленному бюрократу?..
Лицом к лицу
Большинство одноклассников Кати-Катюни нашли героев для своего сочинения в средствах массовой информации, в книгах для внеклассного чтения или просто взяли их из того, что рассказывала учительница на других уроках.
Дело это нехитрое: пишешь, что запомнилось, и добавляешь словесные штампы, которыми, как афишные тумбы, мы облеплены с раннего детства. Вот как в этом школьном сочинении про сотрудников МЧС: «они отдают себя всего любимому делу», «не задумываясь о себе, идут на спасение ближнего своего», «такие люди ценят каждый миг своей жизни» и т. д.
Однако зачастую дети не видят героев в своих родителях или бабушках с дедушками не только потому, что современное общество диктует им свою матрицу впечатлений и оценок. Ребёнку очень трудно разглядеть в близких что-то героическое. Как сказал когда-то Сергей Есенин, «Лицом к лицу / Лица не увидать. / Большое видится на расстояньи». В повседневности, с её бытом и рутинной ежедневной повторяемостью одного и того же, даже взрослому далеко не всегда дано понять, сколько сил – физических и душевных – требует от живущего рядом с тобой человека любовь к семье.
Иногда ребёнок сам приходит к пониманию уникальной значимости качеств матери или отца, а то и их обоих. При этом нередко такое открытие удаётся сделать на противопоставлении одного из взрослых членов семьи другому. В этом смысле Катя-Катюня – классический пример. Хотя это вовсе не исключает того, что в скором будущем эта девочка догадается – и папа тоже герой, только не как мама, а по-своему, как мужчина. Ведь недаром папа сказал о ней, что она умница-разумница.
Источник фото:
А иногда ребёнку требуется подсказка старших. Только не такая, какие частенько можно услышать даже в культурных семьях: «Я всё только ради тебя…», «Я кручусь с утра до ночи, отдыха не знаю»… Такие не то жалобы, не то возмущения не могут вызвать ничего, кроме раздражения.
Подсказка нужна не про себя – про другого. Пусть папа скажет:
– Смотри-ка, наша мама совсем замоталась. Мы уже ложимся спать, а она ещё что-то там на кухне стряпает. Давай подумаем, как её разгрузить.
И пусть скажет мама:
– Папа-то наш большую премию получил! Придумал что-то там такое умное, чего никто не мог придумать. Давай его поздравим!
И пусть они говорят что-нибудь такое не раз и не два. И не только друг про друга, но и про своего ребёнка. Ведь чтобы по-настоящему гордиться своими родителями, он должен знать, что они им тоже гордятся.