К сожалению, телевидение постоянно винит во всех бедах компьютерные игры. Отечественные интернет-ресурсы также не отстают и нарекают все без разбора игрушки исчадием ада, чего нельзя сказать об отношении к видеоиграм за рубежом, где некоторые из них постепенно становятся частью образовательных программ школьников.
Времена меняются, и теперь дети вместо игр во дворе, лазаний по деревьям и битья стекол из рогатки предпочитают зависать в онлайн-играх, общаясь между собой по «Скайпу». Как и раньше, причина, по которой ребенок просиживает вечера за компьютером, – это все то же банальное общение со сверстниками. Современные технологии дошли до того, что теперь можно каждый день, не выходя из дома, общаться с иногородним другом и при этом воспринимать это общение так же, как и дружбу с людьми из собственного подъезда. Людям довольно сложно просто так общаться, вживую или по телефону, и вместо совместного похода в кафе можно так же вместе сыграть в какую-нибудь сетевую игру на компьютере или приставке. Важный элемент тут – это именно общение, а не сам процесс игры.
Казалось бы, на этом можно прекратить все обсуждение и позволять подростку просиживать круглые сутки за компьютером. Однако все же имеются некоторые нюансы, и стоит иногда обращать внимание, во что именно ваш ребенок все-таки играет.
Сейчас мы поговорим о самих играх. Жанров у компьютерных игр достаточно много, и их перечисление не является целью этой статьи, но можно рассмотреть самые распространенные на данный момент игры, которые пользуются популярностью среди детей и подростков.
Игры для обучения
Да-да, и такие бывают. Правда! И первая игра в этом списке – Minecraft («Майнкрафт»). Данная игра является представителем жанра песочниц, то есть представляет собой некоторую симуляцию мира со своими законами, при этом игрок не ограничен канвой какого-то сюжета и может проводить свое время в этой игре так, как ему заблагорассудится. Эта и подобные ей игры очень популярны среди детей младшего и среднего школьного возраста. Кроме того, «Майнкрафт» часто используют у нас в качестве площадки для обучения в различных кружках и в младшей школе за рубежом. И для этого есть много причин. Во-первых, это интуитивно понятная игровая механика. Мир «Майнкрафта» в основе своей простой и состоит из кубиков-блоков, однако эти блоки складываются в очень сложные и красивые структуры, достаточно хорошо передающие многие аспекты реального мира. Во-вторых, игра поощряет использование интеллекта. В «Майнкрафте» можно создавать сложные механизмы и конструкции, обучаться бинарной логике во время игрового процесса, что, в свою очередь, позволяет некоторым, особенно усидчивым людям, создавать в игровом мире, например, работающие восьмибитные процессоры. Ну и наконец, эта игра развивает любознательность и интерес к изучению нового. Исследование игрового мира является основным занятием. Таким образом, если ваш ребенок играет с друзьями в «Майнкрафт», я бы не стал волноваться по этому поводу.
Источник фото:
Стратегии
Существует также огромное количество стратегий – как реального времени, так и пошаговых. В них игрокам обычно нужно вести какое-то общество (государство, поселение и т. д.) к победе над другими обществами, возглавляемыми другими игроками. Часто в подобных играх существует упрощенная модель экономики, развития государства, политики, ну и, конечно же, военная составляющая. Такие игры благотворно влияют на развитие навыков планирования, поиска компромиссов и часто позволяют ребенку понять, как вообще работает государство. Вы же не против шахмат, а это точно такая же пошаговая стратегия.
Кроме того, есть разнообразные игры других жанров, в которых игроки предоставлены сами себе. Это различные «королевские битвы», кооперативные шутеры, ролевые игры и т. д. Их важной отличительной особенностью является то, что игрок в большей степени зависит от собственных решений и действий.
Командные игры
Теперь перейдем к рассмотрению командных игр. Вы же, надеюсь, не против футбола или баскетбола? Вот примерно то же самое происходит и в командных компьютерных играх.
В командных играх важен не только навык отдельного игрока, но также тактика и соблюдение стратегии всей командой. Часто команда состоит из небольшого числа людей (3-5), которые обычно разбиваются на роли, продиктованные самим игровым процессом, либо договариваются в процессе игры, кто и чем занимается. Если по отдельности игроки хороши, но не сыгранны, как команда, то они, скорее всего, проиграют команде менее умелых, но более сыгранных соперников. Такие игры я бы рекомендовал детям постарше, от 14-15 лет, т. к. малейшая ошибка одного человека может привести к проигрышу всей команды. Рассмотрим теперь пару игр, подходящих под это описание.
И первая в списке командных игр – это Dota-2 («Дота-2»), а также подобные ей (League of Legends и т. д.). Игра жанра multiplayer online battle arena. С самого начала игроки разбиваются на роли и до конца матча эти роли выполняют. Сегодня по данной игре проходят крупнейшие международные турниры с большими призовыми фондами, трансляцию которых смотрят миллионы человек по всему земному шару. Игра крайне требовательна к умениям игрока, его реакции и степени взаимодействия со своей командой. К сожалению, это отражается на комьюнити игроков, особенно русскоязычной его части, т. к. это сообщество довольно токсично и травить человека здесь за небольшую ошибку – норма.
Вторая игра в списке – Counter Strike. Игра является командным шутером. В отличие от предыдущей игры, здесь явного разбиения на роли нет, игроки сами договариваются между собой, кто и какую функцию выполняет. Игра является в большей степени ситуативной, в зависимости от сложившейся в игре обстановки стоит выбирать стратегию. Так как игра очень динамична, то конкретно взятый игрок за минуту может несколько раз сменить шаблон своего поведения. Данный шутер очень популярен во всем мире, по нему также устраивают большие турниры. Минусы у этой игры примерно такие же, как и у Dota-2: высокие требования к мастерству и умению играть в команде. Опять же, русскоязычное сообщество игроков довольно недружелюбно.
Что касается шутеров (или игр-стрелялок), то родители часто зацикливаются на сюжетах: «Как же так?! Они же там стреляют и убивают – кровища во все стороны!». Но разве мы сами не играли в войнушку и не изображали раненых и убитых? К тому же психологами доказано, что отношение детей к происходящему в играх основано в первую очередь не на сюжете игры, а на их воспитании и жизненных ориентирах и установках!
Можно заметить, что сейчас у подростков крайне широкий выбор занятий в Интернете, и часто он вовсе не более бестолковый, чем праздное шатание по улицам с питьем пива в подворотнях. Важно понять, что компьютерные игры, как и гаджеты, – это просто инструменты, а как именно их использует ребенок, зависит от него и от вас. Поэтому убедитесь в том, что ваш ребенок использует онлайн-игры именно как средство общения со своими друзьями. Если же ребенок проводит слишком много времени за играми, то виноват в данном случае не компьютер. Виновато воспитание, а именно отсутствие хобби и увлечений у ребенка. Стоит с раннего детства заинтересовать своего отпрыска каким-нибудь занятием или спортом, тогда время на компьютерные игры с друзьями он будет сам распределять по остаточному принципу.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Действительно, раньше в войнушку во дворе играли, теперь локация сменилась
Согласна с автором, в правильных играх многому можно научиться
Жизнь меняется, пора и нам меняться. Раньше и грабли были ересью))
Игра игре рознь. То, что автор признает, что есть поучительные игры, это правда. НО что касается "стрелялок", - я не согласна. Дети часто не могут отличить реальность от игры и продолжают "играть" с теми кто рядом: ненавидят как врагов, проявляют жестокость как к врагам; идут на преступления, думая что как и в игре, наказания не будет. Обижая других, они не понимают, что это больно- в игре ни кто не плачет от боли. Поэтому родители обязаны следить во что играют их дети. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится"(Притчи 22:6).
С дуру можно и руку сломать! Дело не в играх, а в воспитании
Ирина, согласитесь, чтобы отличать хорошее то плохого, необходим тот кто научит этому. И вначале жизни только родители могут это сделать. А улица чаще всего учит плохому. И вы это знаете.
Согласна
Конечно когда ребёнок всё время прям находится в гаджетах, это ненормально. Но ограничивать тоже полностью не стоит, во всём нужна золотая середина. Мы сейчас выделяем не более часа в день на все это. А ещё ребёнку даём чернику форте с лютеином эвалар. Это поддерживает глаза здоровыми, которые очень сильно страдают от гаджетов обычно.
Да ладно, все в детстве играли и в казаки-разбойники, где надо было пытать за пароль, и насекомых всяких (ка)лечили, и еще кучу всяких милых забав придумывали в том же духе, и ничего, все выросли нормальными людьми. Потому что нормальные люди умеют отличать реальность от игры. А если не умеют, то точно не игры виноваты.
Ирина, согласитесь, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, необходим тот кто научит. И в начале жизни только родители могут это сделать. Улица редко хорошему учит, скорее наоборот.
Ирина, согласитесь, чтобы отличать хорошее от плохого, необходим тот, кто научит. В начале жизненного пути эта обязанность лежит на родителях. А интернет и улица чаще учат плохому, так как нет контроля взрослых.
Любовь, конечно, родители должны воспитывать детей, как иначе-то? А интернет и улица - это тест-драйв установок, данных родителями. Если родители молодцы, то бояться улицы и интернета им не стоит: ребенок там только закалится и приобретет навыки отстаивания своей позиции в мире, где не все с ней согласны. Нельзя ж детей в теплице под колпаком растить, тщательно ограждая от реальности.
Ирина, я благодарна вам за ваш ответ. Я не говорю, что надо ребенка ограждать от реальности, да это и невозможно. Родители должны научить детей правильно поступать в реальной жизни. Мы с вами говорим об одном и том же: именно родители несут ответственность за то, как сложится жизнь их детей.