Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Как стать опорой в жизни ребенка? 10 советов от Людмилы Петрановской

Камила Тухтарова
Подписаться 1
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
1
Как стать опорой в жизни ребенка? 10 советов от Людмилы Петрановской

Людмила Петрановская – психолог и педагог, специализирующийся на отношениях взрослых и детей. На ее лекции в Петербурге «Тайная опора: как стать опорой в жизни ребенка» в огромном зале едва хватило мест.

Нам удалось туда попасть и, резюмируя лекцию Людмилы Владимировны, вывести десять главных правил для родителей, которые хотят стать для своих детей щитом и каменной стеной.

1. Опора должна быть с детства.

Посмотрели, улыбнулись, потискали, проходя мимо, – вот это и есть те знаки, которые дают ребенку понять, что все в порядке, что связь с ним в порядке, что взрослый про него не забыл.

Дети так болезненно переносят, когда взрослый ими недоволен. Помните это детское чувство? Этот кошмар… Когда твой родитель тебя ругает, кричит на тебя… Или, еще того хуже, когда он решил с тобой не разговаривать или тебя не замечать? Это очень тяжелое переживание.

Тогда у ребенка включается программа: «Он больше не хочет считать меня своим, он больше меня не любит, он больше не будет обо мне заботиться, он перестанет меня защищать…».

2. Ребенок не может выбирать, где и как ему расти, поэтому априори он не должен расти в ругани.

У ребенка нет выбора. Реагировать, например, огорчением на ругань родителей или не реагировать? Он, конечно, отреагирует. Он НЕ отреагирует, только если у него есть какие-то серьезные особенности развития или же если он привык к тому, что вокруг него постоянно ругаются.

Как стать опорой в жизни ребенка? 10 советов от Людмилы Петрановской

People photo created by bearfotos - www.freepik.com

3. Депрессия и стресс родителей напрямую влияют на развитие ребенка.

Если отношения ребенка с родителями испортились, то ребенок не сможет в это время заниматься познавательной активностью. Он начинает ныть, начинает требовать к себе внимание… Делает что-то, чтоб понравиться родителям.

Или ситуация, когда родители между собой в конфликте: ребенок беспокоится, не может заниматься «своими» делами.

А если у родителей депрессия, если родители в подавленном состоянии… Как следствие, и у ребенка тревожное состояние.

4. Находясь в конфликте с родителями, ребенок перестает познавать мир.

Паника привязанности отшибает всю остальную психическую деятельность. И это до тех пор, пока ребенок и родители снова не помирятся, пока у них снова не будет налажен контакт.

Детская привязанность похожа на эластичный поводок, какие бывают у собак. Когда все хорошо – он растягивается, но когда ребенку нужна защита и забота – он сжимается.

И вот когда эта привязанность сжимается, условно говоря, «возвращаясь на базу», ребенку очень важно, чтоб эта база была доступной, чтоб эта база была способна о нем позаботиться.

Адаптивность психики ребенка имеет теневую сторону. При этой адаптивности ребенок воспринимает что бы то ни было как норму. У него нет жизненного опыта, у него еще нет критичного мышления, у него нет образца, «как надо». Что с ним происходит, то он и начинает считать нормой. Обращают на него внимание – норма, не обращают на него внимания – норма, заботятся о нем – норма, обижают его – норма. Когда кричат и ругаются, не дай бог, пьют и дерутся – все это тоже становится для ребенка нормой.

5. Трудности из детства влияют на отношения человека во взрослом возрасте.

Когда люди приносят трудности из детства в свои отношения или даже в свой брак, эти трудности напрямую начинают эти отношения портить, влиять на них.

Тот, кто пришел в брак с тревогой, начинает требовать, обижаться, ревновать, «выносить мозг» по каждому поводу… Тот, кто пришел с подавленностью, начинает закрываться, замыкаться, убегать, прятаться…

Если в детстве у ребенка в семье был трэш, то он вступает в любые отношения, имея при себе этот багаж.

6. Разлука ребенка с родителями опасна для ребенка.

Казалось бы, простой, понятный всем момент, что вокруг нас не пустота, а воздух. Однако этот момент становится очевидным только тогда, когда ты вдруг попадаешь в душное помещение, а воздуха не хватает. И вот тут ты и понимаешь, что это была не пустота.

Точно так же с детьми. Пока их не разлучишь с родителями, никогда не поймешь, какая острая потребность у них в отношениях с ними. Насколько им плохо, когда их нет рядом.

Как стать опорой в жизни ребенка? 10 советов от Людмилы Петрановской

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

На примере времени Второй мировой войны и времени после нее, когда разлука ребенка с родителями была постоянной, исследователи увидели, что случалось со здоровым, развивающимся ребенком – он буквально разваливался только из-за того, что его разлучали с родителями. Он на глазах утрачивал все те навыки, что у него были, и на глазах приобретал все те неврозы, заикания, расстройства, энурезы, которых у него никогда не было. Элементарно! Только из-за того, что его разлучили с родителями!

7. Привязанность детей к родителям должна трепетно поддерживаться как родителями, так и социумом.

В последнее десятилетие мы видим принятие и признание того, что привязанность – это жизненно важная для ребенка вещь. Насколько необходимо относиться с уважением к этой потребности и насколько необходимо ее сохранять?

Буквально недавно в России было принято решение, что родителей можно пускать в реанимацию к детям. Но это еще не значит, что их пускают.

Понятно, что в реальной жизни приходится прилагать огромные усилия, чтоб пустили.

Еще недавно было нормально госпитализировать детей без родителей. И только недавно решили, что начиная с четырех лет можно так делать… А в три года года? Это разве нормально?

8. Важно быть внимательным и отзывчивым к любым потребностям ребенка.

Не обязательно быть великим интеллектуалом, важно быть доступным и быть отзывчивым на потребности ребенка. Это не так уж сложно. Родитель просто должен быть в нормальном состоянии: не в депрессии, не в стрессе, не в переутомлении. Если у человека все нормально в жизни, если он спокоен, он может создать все условия, чтоб у ребенка было все нормально.

9. Дети копируют взрослых. Им необходимо во всем подавать хороший пример.

Привязанность – это средство, а не цель. Это средство обеспечить ребенка защитой взрослого, с помощью которой он бы смог постепенно брать эту защиту и ответственность на себя.

Ребенок копирует поведение взрослого: сначала смотрит, как взрослый надевает штаны, потом смотрит, как взрослый одевает его самого, а потом начинает одеваться сам. То же самое и с поведением, с реакциями на различные жизненные обстоятельства. А потом мы удивляемся, почему дети переходят дорогу на красный свет или ругаются матом.

10. Ребенок – не стеклянная ваза. С детства ему необходимо получать разный опыт и самостоятельно знакомиться с миром.

Один из ярких примеров – игра во дворе. То, чего сегодня лишены городские дети. Вот как было раньше: ребенок в свои 8-9 лет ушел утром и его весь день никто не видит. И только в ночи ему родители кричат: «Вася, иди домой!».

А Вася за это время проживал целую жизнь. У него случалось миллион ситуаций, в которых развивалась та самая развивающая фрустрация. То он упал, ударился и друг Петька ему предложил приложить подорожник; то он захотел пить и знает, что нужно постучать к соседке с первого этажа, которая даст попить, потому что если домой пойдет, его загонят, скажут «Сиди, книжку читай»… То собака чужая прибежала, гавкает и кто-то сказал, что она бешеная, потому что у нее все признаки налицо.

То были ситуации, которые заставляли ребенка совершать выбор, заставляли адаптироваться к новым жизненным условиям, принимать решения. У детей сегодня часто этого выбора больше нет.

А ребенку все равно исполнится 13 или 14 лет. И все равно его придется выпускать в город. А что он знает? Он знает только про маньяков и террористов, про пьяных за рулем, которые хотят его задавить, и про наркоманов, которые предлагают наркотики.

И вот он внезапно понимает, что он вырос, что он уже должен выбирать себе профессию и думать, как зарабатывать на жизнь в близкой перспективе. И нет больше того шумного дошкольного периода, что давался на освоение жизни вокруг. Подростки теперь в очень сложной ситуации.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45

Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Комментарии1

Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть