Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

На войне, как на войнушке?

Автор
Сергей Ачильдиев
Сергей Ачильдиев
Литератор
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
14 апреля 18 в 19:00
На войне, как на войнушке?

Накануне 73-й годовщины окончания Второй мировой войны, унёсшей 54 миллиона жизней, вновь слышны призывы к военному решению спорных вопросов. Слишком многие из нас забыли, что такое война.

Заноза в памяти

Иду по двору к своему дому, и вдруг откуда-то сзади, со стороны школьного стадиона, заливистый мальчишечий клич:

— Пацаны, айда в войнушку! Все — на детскую площадку!

И мимо меня, топоча, крича и смеясь, пронеслась толпа этих пацанов лет десяти. Полтора десятка разгорячённых, весёлых мальчишек. С игрушечными пистолетами и автоматами.

Ещё минута-другая, и понеслось:

— Та-та-та!

— Та-та-та!

— Всё, Ромка, ты убит!

— Нет, не убит, я за качели спрятался! А они как обломок бетонной стены.

— Так ты же из-за неё высунулся!

— Только чуть-чуть.

— Ну ладно, не убит — ранен.

— Сам ты ранен! В тебя Федька стрелял!..

Я стоял в сторонке и смотрел, незаметно смахивая с глаз ностальгическую слезу. Когда-то и мы с пацанами так орали на весь наш двор последнего дома по ленинградской Таврической улице. И тоже до хрипоты спорили, кто убит, кто ранен. Только играли мы за гаражами, а не на детских площадках, которых тогда ещё не существовало. И таких игрушечных пистолетов и автоматов у нас не было, отцы или старшие братья мастерили нам их из деревяшек.

А самое главное — играли мы, конечно, в войну, а ни в какую не в войнушку.

Кто говорит нашим детям, что любая война  - это прежде всего смерть, горе, страшные испытания  и крайняя жестокость? Кто учит их тому, что война — не войнушка с весёлыми приключениями и поисками адреналина?

Мы были из последнего поколения, для которого Великая Отечественная — не пустой звук и не строка  из школьного учебника. Когда я с мамой ходил в гастроном на углу Таврической и Тверской, она всегда оставляла меня у входа. Здесь было гораздо интереснее, чем в душном магазине с нескончаемыми нервными очередями. Здесь на тележках с подшипниками сидели безногие инвалиды. Все — в расстёгнутых шинелях, чтобы видна была грудь в боевых орденах и медалях, единственное их достояние. И разговор они вели промеж себя всегда об одном — о чести и подлости, о правде и вранье, о смелости и предательстве…

Если в магазин входил мужчина, кто-нибудь, задрав голову, говорил:

— Земляк, угости защитников  Отечества! — не просил, а именно говорил.

И почти всегда этот мужчина вскоре выходил и выносил им бутылку водки. Инвалиды доставали из-за пазухи хлеб, гранёные стаканы, и первый тост у них всегда тоже был один:

— Ну, за тех, кто не вернулся…

Я знал каждого из них: дядя Гриша, дядя Коля, дядя Петя… Я, дошкольник, сидел рядом с ними на корточках и слушал, почитая за честь вскочить и пробежать несколько шагов, чтобы бросить папиросный окурок в урну.

На войне, как на войнушке?

Источник фото: shutterstock.com

А потом все инвалиды вдруг исчезли, до единого. Я спросил у дедушки, куда они пропали. И он, помолчав, ответил, что их вывезли за сто первый километр. И это осталось занозой в памяти навсегда.

Зачем вывезли?! За что?! Дедушка ничего тогда мне не сказал. Я узнал это, когда чуток подрос: чтобы не портили вид «колыбели пролетарской революции». Как же можно было выкинуть из города тех, кто, сражаясь за него, лишился самого дорогого — здоровья?! Ведь они, наоборот, украшали собой этот город!

Виноватые — это мы

В войнушку, а не в войну мальчишки играют уже давно.

С одной стороны, это странно, ведь в любой игре, даже у трёхлетних карапузов, всё должно быть по-настоящему, как у взрослых. А с другой — чего удивляться, если за последние четверть века война — эта величайшая трагедия, неотступно преследующая человечество с самого его рождения, — превратилась в развлечение, глупую забаву?

В телевизоре особи обоего пола перебегают с пистолетами, автоматами и гранатомётами из фильма в фильм, стреляя в первого попавшегося с такой хладнокровной жестокостью, что в сравнении с ними всякие там Геростраты, Дракулы, Синие Бороды, Джеки-потрошители и прочие Чикатилы кажутся мальчиками в штанишках на помочах. А как умирают их жертвы! Большинство, безликие, покорно падают, словно мешок с песком, и замирают с бездыханной обречённостью. Зато избранные демонстрируют такую высокую эстетику смерти, что самому хочется лечь с ними рядом.

В компьютерных играх всё ещё проще: ни фабулы, ни сюжета — сплошные стрелялки. Бах, бах! Ба-бах! Ты всех поубивал. А если не всех — game over, — и можно начать игру по новой. Крепче держи джойстик в руках, ковбой!

И при этом никаких чувств, кроме равнодушия и азарта. Зато быстро приходит понимание того, что убивать легко, что человеческая смерть ничего не стоит, что, даже если тебе не повезло, можно сыграть ещё раз.

Вторая мировая кажется уже чем-то далёким, что шло вслед за Первой мировой, войнами с Наполеоном, Гражданской войной Севера и Юга. И не война – «войнушка»…

Так и становится война войнушкой. Так и возникает неприятие ко всем, кто «чужой», «не наш», а следом — преступно-презрительное: «чурки», «америкосы», «узкоглазые», «немчура»… Так и появляются на частных автомобилях глупые стикеры типа «На Берлин!», «Можем повторить!», «Т-34»… А как же, большое бесчувствие и бессмыслие всегда вырастает из малого.

И следом появляется один из вечных русских вопросов: кто виноват? Создатели фильмов и компьютерных игр про «войнушку»? Родители, не понимающие, какое пагубное воздействие оказывает подобный досуг на их сыновей? Сами мальчишки, которых за уши не оттащишь от такого времяпрепровождения?..

Виноватых найти нетрудно. Даже легко. Вот только вряд ли это даст положительный результат. Ну, хотя бы потому, что производители игр и фильмов зарабатывают свои деньги, не нарушая никаких законов. Мама с папой каждый день заняты тысячами дел и не могут ежеминутно контролировать своих отпрысков. А сами отпрыски — ещё дети, несовершеннолетние, с них и вовсе взятки гладки.

На войне, как на войнушке?

Источник фото: shutterstock.com

И всё же по-настоящему виноватый есть. Это все мы, общество. Афганскую и чеченские войны у нас нынче, по некоторым причинам, вспоминать не принято. А из Великой Отечественной мы устроили повод или для любовной истории, или для шпионских фантазий, или для тех же стрелялок, выстроенных по принципу «одним махом семерых убивахом».

Кто говорит нашим детям, что любая война  - это прежде всего смерть, горе, страшные испытания  и крайняя жестокость? Кто учит их тому, что война — не войнушка с весёлыми приключениями и поисками адреналина?

В чьих руках наш мир

Впрочем, всё это ещё полбеды. Настоящая беда в том, что не одни мы такие на этом свете. И в Европе, Северной Америке тоже забыли уже, что такое настоящая война.

В 1962 году, когда разразился Карибский кризис и мир оказался на пороге ядерной катастрофы, лидеры обеих сверхдержав Никита Хрущёв и Джон Кеннеди смирили свои амбиции. Не последнюю роль в этом сыграло то, что оба прошли по дорогам Второй мировой войны. Лейтенант Кеннеди служил командиром торпедного катера и за храбрость, проявленную в условиях боевых действий, был удостоен многих наград. Генерал Хрущёв находился в должности члена Военного Совета ряда фронтов, видел выжженные врагом земли  Украины, центральных и западных областей России, пережил смерть старшего сына, погибшего в бою….

Сегодня далеко не у всех лидеров есть личная память о войне. Вторая мировая кажется уже чем-то далёким, что шло вслед за Первой мировой, войнами с Наполеоном, Гражданской войной Севера и Юга. И не война – «войнушка»…

И вот уже президент сверхдержавы в ответ на ещё не проверенные сведения о применении химического оружия в Сирии посылает к берегам этой страны два новейших эсминца, каждый из которых несёт 56 крылатых ракет «Томагавк». И обещает, что разберётся с ответственными за химическую атаку за двое суток, не позже, и грозит, угрожает. И тем самым совершенно спокойно толкает мир к полномасштабной войне.

При этом он сам — следователь, сам — обвинитель, сам — судья и сам — палач. Буря и натиск: раз —  сказал, два — сделал. Супергерой, суперстар, «Крепкий орешек»-7. Победитель компьютерных игр. Держитесь все!

…А ведь у Дональда Трампа тоже была мама. Её звали Мэри Эн. Она родилась в западной части Шотландии, которая потеряла в годы Первой мировой войны тысячу своих молодых граждан. После войны жизнь на шотландских островах скатилась к нищете, и молодёжь стала уезжать в поисках лучшей доли, и сама Мэри Энн уехала в Соединённые Штаты именно по этой причине. Неужели она не рассказывала обо всём этом своему сыну Дональду? Или рассказывала, но не сумела достучаться до его сердца? Или думать не думала, что сын станет президентом США?

Сегодня надо рассказывать, надо стараться достучаться, надо думать о будущем не только своего ребёнка. Потому что наш мир завязался в один узелок. И в руках никому не известной мамы может оказаться будущее всей планеты. Не в руках сына, а именно в её руках.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть