Времена, когда детей пороли розгами и ставили на колени на горох, постепенно уходят в прошлое. Сейчас всё больше обращают внимание на чувства детей, их желания и актуальные потребности. Внедряется большое количество теорий, связанных с построением отношений с детьми, а не просто с воспитанием и обучением. И одна из таких теорий – широко применяемая родителями теория привязанности.
Интерес к тому, что происходит между матерью и ребёнком
Вообще, становление теории привязанности и интерес к взаимоотношениям ребёнка и взрослого появились ещё в начале XX века, когда в детях со скрипом, но всё же начали признавать людей, а не бесчувственных чурбанчиков, как это было раньше. Учёные умы педагогики и психологии замечали, что одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, что одни легко идут взаимодействовать с миром, а другие подолгу цепляются за мать. Постепенно начала разрушаться концепция, что мама нужна ребёнку только как источник питания. И всё отчётливее звучало мнение, что в отношениях между матерью и ребёнком есть что-то, что потом сильно влияет на всю жизнь человека.
Люди наблюдали за животными, изучали явление импринтинга, когда детёныши животных следовали за своими родителями и легко находили их в случае опасности. Замечали похожее поведение у приматов и наконец у человеческих детей.
Наверное, самыми известными основоположниками теории привязанности считаются Гарри Харлоу, Джон Боулби и Мэри Эйнворт. Хотя в действительности их было, конечно, больше, и даже Фрейд сыграл тут свою заметную роль.
Так что же это за теория такая?!
Если простыми словами, то это теория про то, что у каждого ребёнка в норме должен быть свой взрослый, к которому у малыша формируется эмоциональная привязанность. И через проявления этой эмоциональной привязанности постепенно происходит полная автономия человека. Т.е. через эмоциональную связь с родителем дети превращаются в настоящих, зрелых взрослых, способных справляться с жизнью и с самими собой. Современная теория привязанности апеллирует к исследованиям Гордона Ньюфелда, который выделил 6 уровней привязанности по возрастам.
Уровни привязанности
Первый уровень – от момента рождения и до 1 года. Ребёнок привязывается к матери посредством чувств и ощущений. Природа задумала детей очень беспомощными и слабыми. Без взрослого ребёнок может погибнуть. Но при этом наделила его способностью тонко чувствовать и ощущать. И когда ребёнок отделён от матери, для него эта ситуация не безопасная, он плачет и настойчиво требует, чтобы мама была в тесном контакте с ним. Поэтому многие малыши буквально живут у своих мам на руках. Это не «к рукам приучили», а процесс удовлетворения базовой потребности ребёнка в привязанности. И здесь задача мамы довольно проста – обеспечивать доступность себя для ребёнка, чтобы он чувствовал её запах, видел лицо, улавливал движения, ощущал прикосновения.
Источник фото:
Второй уровень – с года до двух лет. Привязанность через похожесть. Детки начинают надевать мамины вещи на себя, смешно примеряют родительскую обувь или имитируют разговоры по телефону, как папа. Они будто обнаруживают, что можно быть похожим на тех людей, которые ему дороги, быть с ними. Обычно в этом возрасте они сползают с маминых рук и начинают исследовать мир. И теперь им важно быть похожими на нас. Родители радуются и улыбаются, когда ребёнок смешно примеряет на себя мамину шапку или папины ботинки, это очень здорово помогает детям чувствовать, что они свои в этой семье.
Третий уровень – с двух до трёх лет. В этом возрасте дети учатся обладать своим взрослым. Проявляется ревность, желание забрать маму только себе. Т.е. ребёнок будто сообщает, что он испытывает очень сильные чувства к своему взрослому, хочет быть привязан к нему. В этом месте зарождается очень сильная, искренняя любовь к матери. И если принимать эти непростые чувства, разрешать им быть, то произойдёт переход на четвёртый, более глубокий уровень.
Четвёртый уровень – с трёх до четырёх лет. Ребёнок начинает осознавать свою важность и значимость в глазах взрослого. Он постепенно становится более мягким и покладистым, в нём растёт желание быть хорошим для мамы, любимым ею. Дети начинают признаваться мамам в любви, дарить трогательные одуванчики, больше обнимать маму. И конечно, становятся очень уязвимыми для критики и отрицательной оценки их поведения.
Пятый уровень – с четырёх до пяти лет. Проявление настоящей детской любви и формирование настоящей эмоциональной близости. Дети начинают отпускать свою маму, со спокойным сердцем идут в детские коллективы к сверстникам, приносят маме свои рисунки, поют для неё песни и всячески подчёркивают, как она им дорога.
И шестой уровень – с пяти лет. Это время, когда ребёнок убеждается в том, что его знают и понимают. Дети начинают рассказывать маме свои секреты, активно показывают игры, в которые они играют, не боятся делиться трудностями и спрашивать совета. У ребёнка появляется искреннее желание, чтобы мама знала его изнутри, это желание основано на глубоком доверии и безопасности в отношениях. Формируется крепкая психологическая привязанность, к сожалению, редко кто из сегодняшних взрослых может похвастаться таким опытом.
Что даёт крепкая привязанность родителям и детям?
Ребёнок, растущий в условиях крепкой привязанности к взрослому, получает необходимое базовое доверие к миру. Он познаёт мир, отражаясь в глазах матери, в безопасном пространстве, самое то, чтобы окрепнуть и пойти уверенными шагами в свою жизнь. С детьми, которые растут в таких условиях, легко взаимодействовать, их не нужно воспитывать, они сами по доброй воле готовы следовать за близким взрослым. И это происходит не по принуждению, а по любви и доверию.
До сих пор это кажется новым современным родителям. Кто-то кричит: «А как же воспитание? А как же сила воли? Как же авторитет родителей?» Возникает растерянность – неужели в детях ничего не надо воспитывать, неужели они сами способны всему научиться, просто следуя за нами? Это действительно так, и здесь наша родительская ответственность очень велика: мы уже не сможем спрятаться за двойные послания, пытаться проталкивать детям те идеи и мысли, в которые сами не очень-то верим. Нам придётся самим чутко выбирать свою дорогу и нести ответственность за свою жизнь, потому что за нами следуют наши дети. Со временем, вырастая в тени нашей родительской любви, они встанут рядом с нами равными взрослыми, и когда-нибудь мы сможем на них опереться.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Привязанность - это самое худшее, что может быть у ребенка по отношению к родителям.Надо растить личность, уверенную в себе и независимую!!!
Читайте внимательно: "И через проявления этой эмоциональной привязанности постепенно происходит полная автономия человека. Т.е. через эмоциональную связь с родителем дети превращаются в настоящих, зрелых взрослых, способных справляться с жизнью и с самими собой."
Такое ощущение, что автор путает теплое с мягким. Давать пример своим поведением и делать так, чтобы ребенок следовал этому примеру - это одно. А вот развивать привязанность - это совершенно другое и не самое лучшее. Потом вырастают вот такие маменькины сынки и доченьки, которые не могут без родителей ничего сделать
Таких детей с привязанностью обычно называют - маменькины детки. И их не любят нигде
Очень странная теория, которая легко разбивается о суровые российские реалии