В России началась внутренняя трудовая миграция. Как сообщает газета «Версия», по данным исследовательской группы W-City Community Research, в первом квартале текущего года количество внутренних трудовых мигрантов в стране выросло на целых 15 процентов. Причем, как отмечают рекрутеры, более 90 процентов мигрантов едут в другие регионы в поисках быстрых временных заработков. Речь идет, как правило, о вахтовых работах на несколько недель или несколько месяцев.
«Все больше россиян готово идти на позиции, которые раньше традиционно занимали иностранные мигранты – в дворники, грузчики, разнорабочие, упаковщики, комплектовщики», – добавляют эксперты Национального центра занятости.
Комментирует эти данные эксперт proaist.ru, доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов.
Статья ссылается на данные о международной миграции за октябрь 2015 года. Однако уже более свежие данные за январь-февраль 2016 года показывают, что общее сальдо миграционного прироста возросло по сравнению с прошлым годом (с 28,8 тысячи до 47,9 тысячи человек). Причем, со всеми постсоветскими странами наблюдается положительный миграционный баланс (в том числе, и с Узбекистаном и Таджикистаном). Хотя стоит отметить, что в данный баланс попадает постоянная миграция, а не трудовая в чистом виде.
Оценки внутренней трудовой миграции часто варьируются у различных экспертных групп. Иногда цифры получаются весьма экзотические и далекие от реального положения дел, так Ю. Плюснин в журнале «Отечественные записки» за 2012 год утверждал, что «по самым приблизительным и скромным прикидкам из примерно 50 миллионов российских семей не менее 10—15, а может, и все 20 миллионов семей живут за счет отходничества одного или обоих взрослых членов». В настоящее время изучать трудовую миграцию стало легче, так как в Обследование населения по проблемам занятости (ОНПЗ) были включены вопросы по трудовой миграции. В настоящий момент описание внутренней трудовой миграции по относительно надежным официальным источникам представлено в сборниках Население России за 2012 и 2013 годы. Подробнее можно посмотреть по http://demoscope.ru/ (стр. 322-327). По данным ОНПЗ получилось, что в 2013 году трудовые мигранты составляли 2,3 процента всего занятого населения России. При этом в ряде регионов картина была очень интересной (в основном представлены регионы с низким уровнем социально-экономического развития, что ожидаемо): в других регионах работало 12,5 процента занятого населения Калмыкии; 10,2 процента Тывы; 9,3 процента Ивановской и 9,1 процента Тульской областей. Далее цитата: «В этих регионах трудовые мигранты есть во многих домохозяйствах, в 10–20 процентов от их общего числа, по-видимому, в сельской местности и малых городах их доля еще выше».
Тем не менее, в данных из «Населения России 2013» не рассматривались маятниковые мигранты, которые хотя и могут работать в другом регионе, но каждый день посещают дом (ночуют дома, проще говоря). Вероятно, эксперты W-City Community Research и их отнесли к внутренним трудовым мигрантам.
Более подробно про трудовую миграцию и отходничество из малых городов России (по материалам выборочных обследований) написано в https://conf.hse.ru/ Аверкиевой, Мкртчяна, Флоринской в материалах Апрельской конференции НИУ ВШЭ (Секция Р-11 «Миграция в России»).
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!