Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

«Все, что делалось раньше, было против дошкольного детства»

Автор
Наталья Шадрина
Наталья Шадрина
заместитель директора института проблем образования «Эврика»
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
7 июня 17 в 00:00
«Все, что делалось раньше, было против дошкольного детства»

Редакция проекта «Аист на крыше» заканчивает рассказ об истории дошкольного образования в нашей стране. Мы уже познакомили наших читателей с теми, кто стоял истоков первых детских садов в России, системой дошкольного образования после революции 1917 года, период Великой Отечественной войны и ;послевоенные годы. Сегодня мы попросили заместителя директора Института проблем образования «Эврика» Наталью Шадрину рассказать о дошкольном образовании в период «перестройки» и современной России.

- Наталья Максимовна, расскажите, пожалуйста, об особенностях детских садов, начиная с 1989 года. Тогда и страна поменялась, и подход к дошкольному образованию.

- С 1989-го года, когда началась перестройка, детские сады попали в тяжелое экономическое положение. При этом очередей в детских садах практически не было, чего нельзя сказать о Советском Союзе, потому что там была очень большая очередность, так как львиную долю оплачивало государство, и детский сад стоил копейки для граждан. В период перестройки экономика в стране была никакая, в этом смысле родителям платить за детский сад даже те деньги, которые предъявлялись, было практически невозможно, и детские сады опустели. У нас наступила эпоха, когда  здания детских садов стали забирать коммерческие организации, кооперативы, что очень сильно сказалось на количестве мест, когда уже более-менее стабилизировалась ситуация в стране, начался подъем экономики и так далее. И до сих пор можно сказать, что мы ощущаем на себе следы того периода, когда детские сады на каких-то разных основаниях передавались в другие руки - бизнеса или бюджетных организаций. Нужно сказать, что часть зданий была возвращена, но небольшая.

- Что происходило с самим образованием?

- Не будем забывать, что экономический период был достаточно сложный, а в кризис происходит либо точка развития, либо стагнация. Вот и с дошкольным образованием происходит некий взлет, некое развитие. Нужно понимать, что происходило это не в самих детских садах, поскольку практики, которые там находились, пребывали в кризисной ситуации: им не платили заработные платы, устраивались забастовки, бюджетная сфера в это время плохо вся жила, а дошкольная образовательная организация финансировалась по остаточным принципам. Но, тем не менее, появляется второе дыхание, речь идет о 1990 годе. Там мы можем наблюдать две параллельные линии: с одной стороны, это кризис в детских садах, когда детей мало, жизнь практически по талонам в регионах, а с другой стороны - дети-новаторы, которые получают высокую степень свободы действия. (В 1992 году  был принят Закон об образовании, который давал высокую степень свободы и много чего позволял  делать внутри дошкольных учреждений, задавал некоторую вариативность).

- Что имеется в виду под вариативностью?

- Раньше была единая типовая образовательная программа, а сейчас разрешается научным коллективам разрабатывать образовательные программы согласно особенностям дошкольного возраста. Появляется целый спектр образовательных программ - «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство» и так далее. И детские сады начинают интенсивно эту вариативность на себе ощущать, потому что в любом обществе есть люди-деятели, которые понимают, что нужно делать, и которые испытывали мощный дефицит в том, что им предлагалось раньше. Такие люди всегда работали несколько иначе, давая, например, ребенку возможность инициативы.

- Какое влияние это оказало на дошкольное образование в стране?

- Это было серьезное продвижение вперед. Детские сады начинают работать по этим образовательным программам, и у них много чего получается. У нас происходит разделение детских садов на те, которые двигаются вперед, понимают про дошкольное детство и создают условия в детском саду, которые позволяют ребенку вырасти успешным. Потому что детство - особый период, когда закладываются все психические процессы. Понимая эти особенности и создавая условия, чтобы воображение и другие функции детей развились, а ребенок был успешен, детские сады начинают создавать свои авторские программы, которые существуют и сейчас. Речь идет, например, об образовательных учреждениях Александра Наумовича Тубельского. Это прекрасный детский сад, который зарождался в начале 1990 годов - сначала была школа самоопределения, потом был создан детский сад, который существует и процветает до сих пор. Когда пришли новые стандарты, то в этом учреждении уже все было готово, вся система укладывалась в новые представления.

- Есть ли другие примеры таких детских садов?

- Есть сады, которые на три-четыре шага опережали современные тенденции. К сожалению, их не так много, но, тем не менее, они появились. Есть детский сад, работающий по программе «Развитие» в Москве, есть детские сады и в регионах. В Бурятии это детский сад «Медвежонок», 108 прогимназия, появляется  в Чувашии ряд детских садов, в Ростове-на-Дону, и они все объединяются и становятся образовательными площадками. Наш институт «Эврика» создает сеть навигационных образовательных организаций - школ и детских садов. То есть мы те люди, которые начинают работать по-другому, понимая, что появляется площадка для деятельности.

- Вы говорили, что сады пустовали. Что происходило дальше?

- Постепенно происходит становление экономики, и, естественно, детские сады начинают наполняться. Люди получают работу, доход постепенно увеличивается, какие-то кризисные ситуации пережиты, и, как итог всего этого, образуется очередь в детские сады. Сейчас родителям очень трудно выбирать детский сад в зависимости от реализуемой там программы образования. Все сады переполнены, и родителям лишь бы куда-то устроить ребенка. Нужно понимать, что детские сады, которые появились в 1990 годах, работали по интересным, не типовым, программам. Люди с высоким уровнем притязаний, конечно, понимают все это и стараются выбрать такие новые сады.

- Что можно сказать о системе дошкольного образования уже в современной России?

- Все то то, о чем я говорила выше, относится к 1990-м и 2000-м годам. Если мы подходим к нашему времени, то очередь в детские сады становится очень большой . Появляется программа материнского капитала, которая, опять же, обеспечивает приток рождаемости, а также и приток детей в детские сады. Соответсвенно, очередь увеличивается. Появляются различные дорожные карты, указы президента, при этом все процессы идут параллельно. В то же время появляется новый закон №273 об образовании, который «вырастает» из закона 1991-92 годов об образовании.

- Что это за закон?

- Это очень хороший закон, в котором признаются дошкольные уровни системы образования. Это значит, что до 2013 года, когда он вступил в силу, система дошкольного образования существовала, и она была прописана в законе об образовании, но ее собственниками и учредителями были муниципалитеты, тогда как система общего образования финансировалась субъектом Российской Федерации. То есть государство гарантировало, что образование будет бесплатным, выделяя ресурсы на реализацию образовательной программы и образовательного стандарта в школах. Муниципалитет брал на себя обязательство относительно дошкольного образования и понятно, что финансирование было по остаточному принципу. Новый Закон об образовании уравнивает права школы и детского сада, и реализация федерально-государственных образовательных стандартов и образовательной программы теперь финансируются субъектом РФ.

- Что это значит для системы дошкольного образования?

- Это дает большой плюс системе дошкольного образования: раз она признается на федеральном уровне, то для нее должны быть разработаны стандарты. Вообще нужно сказать, что этот момент - исторический.  Если сравнивать с теми событиями,  которые  происходили в передовых странах с высоким уровнем жихни (Англией, Сингапуром, скандинавскими странами), то в них стандарты системы дошкольного образования были разработаны не так давно. Если смотреть в историческом контексте, то мы не очень запоздали - буквально, через 6-7 лет были изданы российские стандарты.

- Сильно ли эти стандарты отличаются в разных странах?

- Наши стандарты по своему содержанию очень хорошие, и они совпадают с основаниями европейских стандартов, меняют представления о системе дошкольного образования внутри детских садов. Раньше главным принципом всех образовательных программ (это было не только в России, но и во всем мире) был своеобразный «перенос» способа обучения «как в школе» в детский сад. То есть считалось, что детский сад - это та же школа, только для маленьких детей. И форма организации образовательного процесса такая же, как в школе должна быть: доска, парта, воспитатели и так далее. По результатам исследования мы понимаем, что у дошкольника совершенно другое развитие, другой мир, и если своеобразно его развитию идти,  то этот процесс нужно устраивать по-другому. Новые стандарты как раз обращают на это внимание. Раньше в программах дошкольного образования закладывались требования к результатам, то есть к концу каждого года ребенок должен был знать, уметь определенные вещи. И эти знания, умения и навыки у ребенка проверялись - как он выполнил или не выполнил норму, по этому оценивалась и работа педагога.

Вы понимаете, мы же говорим о дошкольном возрасте, нельзя сказать, что ребенок к 3-4 годам обязательно должен что-то освоить. Он, конечно, может открыть и больше, но может и не освоить. У каждого свой темп развития, многое зависит и от того, какие условия создаются для этого. Уравнивать нельзя. В этом смысле наши психологи сказали, что детские результаты измерять нельзя. Поэтому «центр тяжести» в стандарте был перенесен с требований к результатам на требования к условиям.

- Что понимается под этими «условиями»?

- Основная идея заключается в том, что при создании благоприятных условий, то есть при эмоционально благополучных условиях, ребенок развивается. Сейчас, когда мы делаем анализ системы дошкольного образования, то очень много работаем с садами и понимаем, что детские сады разделились в двух эпохах. Первые - те, которые были до всего этого и работали по типовым программам. Программы переименовали, но тем не менее. И второй тип - сады, которые готовы двигаться вперед, понимая,  что все то, что делалось ранее, было против дошкольного детства. В тех программах, которые задавали раньше жесткий регламент деятельности ребенка в детском саду, не было условий для формирования произвольности - одной из главных психических функций, которые формируются в дошкольном возрасте. Главное нововведение - воображение. Что значит воображение? Это возможность для ребенка проявить самостоятельность, что-то сделать самому, самому выбирать, будет он этим заниматься или не будет.

- Ребенок делает это по принципу «нравится, не нравится»?

- Ну даже не «нравится, не нравится», а насколько он эмоционально включен в процесс. Если рассматривать дошкольника, то мы понимаем, что центральная психическая функция у ребенка дошкольного возраста - эмоция, именно в этом смысле Лев Семенович Выготский говорил про спонтанное обучение. Дошкольник обучается на собственном опыте, и Выготский называл это спонтанным обучением. Есть еще такой тип, как реактивное обычение, когда ребенок может учиться уже по чужой программе, но это уже более старший дошкольник - пять-семь лет. В этом возрасте ребенок уже овладевает какими-то культурными средствами для этого.

Учитывая все эти факторы, что эмоция - центральная функция, что ребенок эмоциональный, что он должен быть включен в процесс, чтобы освоить программу, процесс должен быть выстроен так, чтобы ребенку было интересно и у него был смысл и понимание собственной деятельности. Что нам говорит типова программа? Что есть жесткий регламент: утренний прием детей, завтрак, культурно-гигиенические процедуры, с 9 до 11 у него занятия с перерывами. Хочет он заниматься математикой? Интересно? Видит он в этом смысл или нет - большой вопрос, все зависит от того, как подается материал. Игре вообще уделяется очень мало внимания, а она - ведущая деятельность дошкольника. Через игру он обучается и осваивает средства. Это не значит, что не нужно давать никакое содержание образованию, но нужно его правильно давать. То есть работа не упростилась, а усложнилась.

- Какие требования при таком новом подходе к педагогам?

- В этом смысле педагог должен владеть особенным технологиями и, в первую очередь, понимать все про себя, как про человека. Выстроить отношения с ребенком сложно. Ведь ребенок - такой же человек, просто он маленький, у него есть собственное отношение к миру, а взрослый вмешивается и считает, что он все знает, при этом не учитывая детские интересы. Поэтому здесь возникла большая проблема при работе с педагогическими кадрами. У нас возникла проблема института повышения квалификации, которая тоже «заточена» и не может перестроиться.

- Что сейчас происходит с системой дошкольного образования в России?

- В целом, мне кажется, что сейчас мы наблюдаем развитие системы дошкольного образования. Снова заговорили о научной школе Выготского, которая некоторое время назад была не то, чтобы забыта, но не была приоритетной в России.  Стоит отметить, что в мире про нее все говорят, и многие страны берут в основу ее концепцию. Да, развитие идет, но очень сложно, как машина которая со скрипом  поворачивается. Но я могу сказать по результатам двух лет, по крайней мере, нашей работы, которые мы видим, изменения происходят.   

- Наталья Максимовна, спасибо за интересный разговор!

Для справки. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и другие) в 20-30 годах XX века. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 году.

В этом подходе Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической.

Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка.

Ученый сформулировал ряд законов психического развития:

• детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

• развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;

• развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть