Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Образование

«С 1946 по 1960 год количество детсадов и яслей увеличилось на 44 процента»

2 минуты
63
(1)
07.06.2017

Автор

Наталья Шадрина

Наталья Шадрина

Тэги по теме:

Поделиться:

Проект «Аист на крыше» продолжает рассказывать об истории дошкольного образования в России. Мы уже познакомили наших читателей с теми, кто стоял истоков первых детских садов в России, системой дошкольного образованияпосле революции 1917 годаи период Великой Отечественной войны. На этот раз мы попросили заместителя директора Института проблем образования «Эврика» Наталью Шадрину рассказать о дошкольном образовании после войны.

Несмотря на то, что страна восстанавливалась после разрухи, системе дошкольного образования уделялось большое внимание. В 1945 году прошла большая конференция, на которой было принято руководство по воспитанию детей. Этот документ лег в основу программы дошкольного образования, однако сама программа была принята значительно позже – в 1962 году. Детский сад именно Советского Союза отличало то, что он был полного прихода и присмотра, а также образования, – то есть мы видим сочетание двух аспектов в одном учреждении, и детский сад переходит в новое качество. В мире в то время было не так много детских садов, где ребенок мог находиться целый день, где его кормили и где он спал. Мало стран могли себе позволить подобное дошкольное образование, поскольку оно было значительно дороже. В СССР дошкольному образованию уделялось большое внимание, и практически все дети ходили в детские сады.

Однако в связи с тем, что большое количество детей одновременно начали посещать детские сады, стало не хватать мест, и этот дефицит постепенно накапливался, появились очереди в детские сады и ясли. Если раньше детей отдавали даже с двух месяцев, то постепенно пришлось перейти к практике приема с полутора лет – это была первая младшая группа, во второй группе были дети с трех лет. В то же время появляются рекомендации, которые предлагают маме сидеть в декретном отпуске до определенного времени (до полутора лет), и ребенок должен находиться с ней, так как это благоприятно влияет как на физическое, так и на психическое здоровье ребенка. То есть в этом смысле происходит некоторая перестройка.

Кроме того, появляется новая программа, которая в большей степени настроена на подготовку детей к школе. Форма обучения в школе некоторым образом переносится на детский сад: дети не так много играют, появляется очень много различных занятий. При этом не очень учитывается специфика дошкольного возраста и идет перекос в сторону обучения. Что касается образовательной программы, то она носит идеологический характер, присутствует много патриотизма.

Одновременно поднимаются вопросы преемственности, то есть больше внимания уделяется всестороннему развитию и воспитанию ребенка от рождения до поступления в школу. Также особенное внимание государство уделяет развитию дошкольного образования в сельской местности, так как там было недостаточное количество учреждений. Таким образом, в послевоенный период, в особенности в 1960–1980 годы, сформировалась система дошкольного образования, увеличилось количество постоянных дошкольных организаций с режимом пребывания детей по 12 часов. Уже позже стали появляться детские сады с режимом 10,5 часов, 5 часов, а в то время был режим пребывания полного дня, то есть ребенка приводили в сад в 7 утра и он там находился до 7 вечера.

Также необходимо отметить, что с 1946 по 1960 год количество детсадов и яслей увеличилось на 44 процента. Если во время войны детские сады создавались в приспособленных помещениях, то в указанный период времени большие ресурсы государство направляет на строительство дошкольных учреждений. Понятно, что они не были такими просторными и большими, какие строят сейчас, но они до сих пор сохранились. В этих небольших детских садах было все необходимое: групповая комната, санузел и так далее. Не было, правда, спальни – дети спали в основном на раскладушках, но была большая игровая комната, где они ели, спали и так далее. То есть детей переселяли из приспособленных помещений в новые здания и создавали им нормальные условия. В то же время появились санитарные правила и нормы, которые регламентировали требования содержания ребенка в детском саду. И это способствует развитию системы дошкольного образования.

Комментарии (1)

Клавдия02.10.2017

Прекрасное было время для развития дошкольного образования! Садики строились, воспитатели обучались, родители работали и платили за садики копейки!... И тут грянула перестройка! И никому не стало дела до детей, садиков и воспитателей!

Ответить Добавить ответ