Вход на сайт

Регистрация

или

CAPTCHA
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

«В осажденной Москве в декабре 1941 года в бомбоубежищах работали детские сады»

Наталья Шадрина
Подписаться
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
1
«В осажденной Москве в декабре 1941 года в бомбоубежищах работали детские сады»

Proaist продолжает рассказывать об истории дошкольного образования в России. Мы уже познакомили читателей с людьми, стоящими у истоков первых детских садов  в нашей стране, а также дошкольного образования после революции 1917 года . На этот раз мы попросили заместителя директора Института проблем образования «Эврика» Наталью Шадрину рассказать о дошкольном образовании в период Великой Отечественной войны.

Детские сады во время Великой Отечественной Войны

Вообще сеть образовательных организаций дошкольного образования в два или три раза увеличилась именно во время Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что в военные годы усложнилась работа по дошкольному воспитанию: многие детские сады были разрушены захватчиками или эвакуированы – в основном в Сибирь и Узбекистан. В этот период времени возникают детские сады интернатного типа. Если до войны практически 70 процентов мамочек были домохозяйками, то в годы войны они все пошли работать на заводы. Интересный факт: в осажденной Москве в декабре 1941 года в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, именно детские сады первыми возобновили свою работу – в 1942 году в столице открылось 258 детсадов. Они возобновили свою работу даже быстрее, чем вузы. Понятно, что большое количество воспитателей и нянечек были заняты в окопах, записывались в армию, брали ружье. Поэтому если мы говорим о численности кадрового состава в дошкольных организациях, то, по статистике, в 1941 году в СССР воспитателей было 14 300, однако уже в 1945 году их было более 25 тысяч. Необходимость в увеличении количества детских садов возникла в связи с тем, что мамочки выходили на работу и детей надо было пристраивать. Таким образом и возник новый тип учреждения – интернатный, когда детей оставляли на целые сутки и забирали только на один день в неделю.

В то время сложилась такая ситуация, когда зачастую в детсады брали работать людей со случайной специальностью – все-таки война привела к дефициту кадров. В этом смысле, конечно, дети дошкольного возраста этого военного периода значительно пострадали. Например, они были лишены возможности полноценно играть, и это наверняка сказалось на их дальнейшей жизни, потому что взросление никто не отменял.

Развитие образования в годы великой отечественной войны

Война внесла свои коррективы и в образовательную часть. В основном в то время в дошкольных учреждениях уделялось большое внимание физическому развитию детей, воспитанию в них чувства патриотизма, любви к Советской Армии.

Важную роль в становлении дошкольного образования, в разработке теоретических, методических вопросов сыграли практические конференции. Несмотря на то, что шла война, в период с 1941 по 1945 годы прошло 16 конференций, которые касались как раз системы дошкольного образования. В 1944 году был создан устав детского сада и вышло руководство для воспитателей по работе именно с дошкольниками. Понятно, что ими стали пользоваться уже в послевоенные годы.

Характерной для военного периода вещью стало появление большого количества детских домов. До войны их было 2 660, после – более 6 тысяч. Понятно, что такой рост был обусловлен гибелью родителей на войне, а также тем, что дети терялись в эвакуации.

Условия, в которых жили дошкольники

Еще одной особенностью были, конечно, большие проблемы с обеспечением нормальными условиями существования детей дошкольного возраста. Помещения, в которых они жили, были приспосабливаемыми. Представьте, в Новосибирск или Томск эвакуировали детей, и нужно было быстро увеличить количество мест. Помещения часто не были изначально предназначены под детские сады или что-то подобное.

Сложно было и с поставками питания, дети получали самый минимум. Только после 1942 года они стали получать более-менее нормальное питание. Во всех республиках сокращали расходы и направляли их на детей, чтобы им создать приемлемые условия. Нужно также сказать, что активно помогала общественность. Сторонние люди объединялись, помогали, но все равно тех денег, которые складывались из всех возможных бюджетов, не хватало.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи

Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Комментарии1

Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
  • Комментатор
    Алексей
    2 Октября в 17:04

    Война - страшная трагедия для всех. И дети военных лет тоже ощутили это. Особенно тягостно читать о детях блокады! Хотя взрослые и старались оградить детей от невзгод военного времени! Но война - это война, страдают и гибнут все!

    -1
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть