Источник фото: Изображение от cookie_studio на Freepik
Чрезвычайные ситуации можно разделить на общие, которые могут произойти практически везде, и специфические, они зависят от географических факторов, социальных. Общие – пожар, давка в толпе, а специфические – землетрясения, наводнения, теракты.
Основная угроза, которая связана со всеми чрезвычайными ситуациями, – неготовность к ним, несвоевременные или неправильные действия. Демидова Ольга Николаевна, педагог-психолог, руководитель филиала школы детской безопасности «Стоп угроза» в Нижнем Новгороде, поделилась правилами поведения при чрезвычайных ситуациях для детей и методиками воспитания безопасности для родителей и преподавателей.
Источник фото: Изображение от jcomp на Freepik
Дым, пожар – что делать?
Самое первое, что нужно предпринять, – сделать мокрую маску от дыма и покинуть здание через эвакуационный выход. В местах, где ребенок часто бывает, нужно изучить план эвакуации, пройти к разным выходам, посмотреть, как отпираются двери.
Стрельба, теракт – как действовать?
Теракты бывают разными, и действия в таких ситуациях отличаются. Например, если произошел взрыв в общественном месте, то нужно быстро оценить обстановку и, по возможности, как можно скорее покинуть помещение. Если произошел захват заложников, то важно вести себя тихо и спокойно, выполнять все, что говорят террористы. Важно выбрать место подальше от окон и рядом с мебелью или стеной, они могут выступить в качестве укрытия.
Следующий вид – активный стрелок, и это уже не теракт. Здесь главное – умение спрятаться, убежать, забаррикадироваться и ничем себя не выдавать.
Толпа, давка – куда уходить?
Паникующая толпа может возникнуть в любом общественном месте. Если все ринулись к выходу, то в самом узком месте будет давка, и лучше всего отправиться к другому выходу. А если уже поздно и вы в толпе, то необходимо позаботиться о себе.
Источник фото: Изображение от rawpixel.com на Freepik
Ребенок при чрезвычайных ситуациях
Первое, что нужно сделать при любой ЧС, – оценить обстановку, не теряться и действовать быстро. Это значит, что необходимо понять:
- что именно произошло;
- какие опасности сохраняются;
- вспомнить, где расположен ближайший выход;
- предпринять необходимые действия для своего спасения.
Нужно и важно помнить о себе и своей безопасности. Не стоит терять время на звонки родственникам или в службу спасения. Только когда вы покинули опасное место и находитесь в безопасности, или же у вас совсем безвыходная ситуация, тогда можно позвонить родственникам и сообщить, где вас искать. Лучше спасти себя, используя правильные приемы спасения при конкретных чрезвычайных ситуациях.
Источник фото: Изображение от rawpixel.com на Freepik;
Способы воспитания безопасности при чрезвычайных ситуациях
Родитель должен учить ребенка осмотрительности и критическому мышлению. Если этому уделять внимание регулярно, то у ребенка сформируются правильные решения. Эволюционно сложились три базовые реакции на опасность: замри, беги, бей/сопротивляйся. Начните с разбора самых частых ЧС и научите ребенка в игровом формате контролировать свои действия.
-
«Где тут спрятаться?». Игра направлена на развитие мышления и фантазии. Приходите в любое место с ребенком и по очереди перечисляете места, где можно хорошо спрятаться. Побеждает тот, кто больше мест придумал.
-
«Прятки». Игра тренирует реакцию «замри». Важно, чтобы ребенок мог найти хорошее место и сидеть в нем как можно дольше и тише.
-
«Догонялки». Это очень удобная игра, особенно когда нужно куда-то быстро дойти. Главное, соблюдать правило «стоп-игра перед дорогой». Развивает реакцию «беги».
-
«Бей/сопротивляйся» тренируется в играх, но детских игр на тренировку этой реакции мало. Умение ребенка пинаться, вырываться, падать и кричать – важный навык, это главная защита от похитителя.
Источник фото: Изображение от yanalya на Freepik
Самое главное, обучать регулярно, интересно, в игре. Для того чтобы это не превращалось в скучную лекцию, нужно задавать детям вопросы и направлять их на рассуждения. Можно использовать реальные случаи, обсуждать, анализировать их и находить правильное решение. Важно формировать критическое мышление и умение оценивать любые бытовые ситуации, не только чрезвычайные.
Также после тренинга я отправляю письмо родителям с рекомендациями, советами по самостоятельным тренировкам для закрепления правильных алгоритмов и реакций.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
О, интересно и полезно, спасибо что делитесь. Важно ещё то как ребёнок в принципе усваивает всю эту информацию и как способен экстренно в таких ситуациях реагировать...мы ребёнку также Витамишки Мульти даём. Здесь йод, холин в составе в том числе для правильной работы мозга, что непосредственно на всё это влияет.