На определенном этапе для многих родительниц тема «прилипучести ребёнка» является не на шутку тревожной и, пожалуй, одной из самых распространённых жалоб своим подругам.
Признайтесь, вы не раз ловили себя на мысли – «Ну когда же мой ребенок научится хоть полчаса играть самостоятельно?». Увы, но многие из родителей, не выдержав постоянного присутствия ребенка в их жизни, отдают малыша в ясли или детский сад, чтобы его там развлекали другие тети. «Она абсолютно ничего не дает мне сделать, даже посуду помыть», – сказала мне как-то подруга, отдавшая свою еще ползающую дочурку в садик на все пять дней в неделю! Кстати, практика показывает, что если ребенка отдать в садик в возрасте до двух лет, то по вечерам и выходным будьте готовы даже в туалет ходить с малышом на руках. Ведь длительные расставания с мамой вызывают у малышей страх навсегда ее потерять, поскольку понятие времени у деток еще отсутствует и понятие того, что мама ушла на время, тоже…
Но если материнский инстинкт все же не позволяет отдать ребенка в «чужие руки», то чаще всего на помощь приходит телевизор c приходящими вслед мучениями совести. Хотя и телевизор, по правде говоря, не всегда спасает.
Источник фото:
Что же касается совсем кардинальных методов-помощников, то в последнее время популярность приобрели заранее запланированные, идущие сразу следом за первенцем братик или сестричка. «Хотим, чтобы дети играли вместе», – все чаще слышу я от моих вновь беременных подруг. Впрочем, на практике все выглядит немного не так, как себе представляют молодые родители. Я ничего не имею против деток-погодок, наоборот, когда они подрастают, то действительно часто становятся лучшими друзьями. Однако, пока этого не произошло, многие не понаслышке знают, какой это труд – одновременно воспитывать двух маленьких деток, которым для игр нужна ТОЛЬКО мама, а не «напарник-братик».
Расслабься и получай удовольствие
Итак, сегодня речь пойдет об очень непростом детском возрасте 0.6 месяцев – 3 года. И если вы счастливая обладательница или обладатель ребенка данной возрастной категории под названием «ребенок-липучка» или планируете стать таковым, я бы хотела поделиться главным советом: расслабиться и получать удовольствие, ведь психологически, биологически и физически до двух с половиной – трех лет ребенку нужна ТОЛЬКО МАМА. И требовать от малыша времяпрепровождения самим с собой более чем полчаса – просто невозможно. За исключением редких случаев, разумеется.
Однако!
Совсем расслабляться тоже не стоит. Ведь без правильного подхода и подготовки малыша к самостоятельности он и через пять лет может не переставать требовать к себе стопроцентного внимания. Иначе говоря, во всем нужна мера.
Тренировать ребенка к последующей самостоятельной жизни следует с самого раннего возраста, оставляя его ненадолго с парой игрушек в своей кроватке. Главное, чтобы в момент самостоятельных занятий малыш продолжал краем глаза видеть маму или слышать ее. Иначе у ребенка может развиться ассоциация «мама променивает себя мне на игрушки».
Готовим детей к самостоятельности
Вопреки теме о самостоятельности, стоит подчеркнуть, что вместо того, чтобы воевать с ребенком-липучкой, лучше всего приобщать его к своим домашним занятиям: приготовление еды, стирка, уборка. Отведите малышу отдельную роль в вашем деле, и вы увидите, с каким удовольствием кроха будет принимать в нем участие, получая удовольствие от своей важности и самостоятельности.
СОВЕТЫ:
-
Предоставляем выбор. Одна из причин неумения ребенка играть самостоятельно – проблема с выбором игрушек и концентрация внимания. Некоторые психологи советуют родителям не упустить возраст ребенка 1–1,5 года, когда сам малыш тренируется делать выбор в своей жизни. В этом возрасте следует помогать ребенку выбирать (из двух, трех вещей) в повседневных мелочах: какую майку надеть, какую кашу приготовить, из какой тарелки есть и так далее. Ведь если не предоставлять человеку выбор в раннем возрасте, у него могут быть серьезные проблемы с выбором в будущем.
-
Я САМ. Не вмешиваемся. Второй этап развития касается примерно двух лет. Именно в этот период малыш, как никогда в жизни, интересуется делать все самостоятельно. «Я САМ», – получают родители в ответ на любые попытки посодействовать ребенку. Разумеется, именно в этом возрасте закладывается фундамент самостоятельности, от нехватки которой, увы, страдают многие люди в нашем обществе. Как бы «ни чесались у нас руки» помочь нашему бестолковому, медленному, обязательно что-то опрокидывающему/проливающему растяпе, важно этого не делать! Да, увы, дети учатся только через свой собственный опыт. Наша же задача им в этом помочь, создав, конечно, наиболее безопасную среду для тренировок. И пока ребенок сам не попросит помощи, вмешиваться не стоит.
-
Создаем безопасное пространство. Не обязательно сооружать для малыша отдельную комнату для игр, ведь до приблизительно трех лет он, скорее всего, не будет чувствовать себя комфортно в отдельном помещении. Главное – создать аккуратный безопасный уголок, где малыш мог бы быть предоставлен самому себе. Вновь ссылаясь на профессионалов, добавлю, что все игрушки ребенка должны быть на виду и в доступе. А чтобы помочь ребенку не потерять концентрацию внимания, рекомендуется дать малышу в пользование не более четырех игрушек/книжек. Ведь дезорганизация и рассеянность берут свои корни также с младенчества.
-
Учим ребенка играть. Глупо ждать от малыша, что он будет все время сам придумывать себе занятия, без чьей-либо наводки. Именно наше желание учить ребенка играть и помогать развивать его фантазию поможет нам вырастить самостоятельного ребенка. Ведь если он хорошо освоит какую-то игру вместе с родителями, потом сможет играть в нее и сам.
-
Подбираем развивающие игрушки. Следует предлагать малышу те игрушки, с которыми он управится самостоятельно. И вопреки многим современным маркам многофункциональных игрушек, для развития фантазии и концентрации внимания желательно использовать что-то простое, такое как кубики, краски, железная дорога, кухня и т.д.
-
Прелюдии. Удивительно действенный метод: прежде чем просить своего ребенка поиграть самостоятельно, следует посвятить ребенку хотя бы полчаса полноценного общения, стопроцентного внимания. И тогда ему будет намного легче перенести «одиночество». При этом стоит понимать, что дети хорошо чувствуют, когда от них пытаются избавиться, и всячески стараются этого не допустить.
-
Находимся в контакте. Ваши заинтересованность процессом игры ребенка и поддерживание контакта с малышом будут мотивировать ребенка к самостоятельности и не допускать страха одиночества. Желательно сразу откликаться на вопросы ребенка и давать подсказки для выполнения поставленной цели.
-
Мотивируем ребенка. Например: «После того как ты построишь большой домик, мы пойдем в парк». В возрасте от 1,5 лет дети начинают осознавать причинно-следственную связь, поэтому если после их заслуги мы будем поощрять их действия какой-то небольшой радостью – малыш с наибольшим удовольствием возьмется в следующий раз за новое самостоятельное дело. Главное, не превращать поощрение в зарабатывание!
-
Идем к цели. Что касается самой цели, то лучше всего, чтобы она была реальной. Например: «Завтра день рождения у моей подруги, а я не успеваю купить ей открытку, не поможешь ли ты мне сделать открытку сам?». Стоит иметь в виду, что детки – очень нетерпеливые создания, готовые сдаться с первого же «проигрыша», когда «недостроенная пирамидка рухнула». Ребенок будет только рад, если вы подскажете ему правильное решение, если малыш не может справиться самостоятельно.
-
Гордимся заслугами ребенка. Ваши искренние эмоции радости за заслуги малыша будут рождать в нем желание радовать вас все больше и больше. Хотя стоит понимать, что ваши радость и похвала не могут быть главной мотивацией для ребенка, потому что это имеет риск перерасти в подростковое «доказать что-то кому-то».
Вообще, существуют определённые техники для правильной похвалы. Например: «Тебе, наверное, пришлось и потрудиться использовать разные карандаши, чтобы нарисовать такую красивую картинку». И если повесить эту картинку на стену, это станет безусловным показателем вашей гордости за ребенка. -
Приманка для «побезобразничать». Ну и наконец метод для экстренных ситуаций, когда можно «случайно» оставить на полу свою сумку, открытый шкаф или что-то еще в повседневной жизни, недосягаемое для вашего ребенка.
Источник фото:
Приучать малыша к самостоятельной игре нужно постепенно, пошагово, ощущая чувство меры. И обязательно при условии, что он спокоен, выспавшийся и сытый. Не стоит ждать мгновенных результатов. Ребенок обязательно научится играть самостоятельно, хотя и произойдет это, возможно, не так скоро, как хотелось бы.