Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Мульт-треш. Чему учат детей современные мультфильмы?

Автор
Мария Ханченко
Мария Ханченко
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
18 декабря 18 в 10:11
Мульт-треш. Чему учат детей современные мультфильмы?

Я выросла на советских мультах. Наверное, поэтому подача и посыл современной детской мультипликационной продукции вызывает довольно противоречивые чувства. Времена сильно изменились. Вместе с тем претерпела трансформацию и фактура привычных персонажей: вполне типичных для мультфильмов зверей потеснили монстры, а откровенно юные герои, в том числе женского пола, начали лихо уделывать взрослых.

Современные мультфильмы – зеркало общества, в котором монстров создаем мы сами. Сегодня радикально отличаться – это тренд (третью грудь имплантировать, например), уважение молодежи к старшим стремится к нулю, а женщинам нравится одерживать верх над мужчинами. В сюжетах мультипликационных фильмов это прямым текстом не транслируется, но еще как фонит.

Что любопытно: некоторые советские мультфильмы являются прототипами современных, вот только их персонажи, согласно веяниям времени, качественно изменились.

Проанализируем основные мультипликационные сериалы, согласно рейтингу популярности YouTube. Заодно и сравним: как было раньше и что есть теперь.

Маша и Медведь

Мульт-треш. Чему учат детей современные мультфильмы?

Источник фото: kinopoisk.ru

Прообраз нью-эйдж Маши – девочка Машенька из советского кукольного мультфильма 1960 г. по мотивам пьесы Г. Ландау «Машенька и Медведь». В сказке говорится о том, как маленькая девочка, заблудившись, оказывается в избушке Медведя и, попав под его влияние, некоторое время выполняет функции Мишуткиной жены: убирает, латает и стряпает. Однако возрастной и видовой мезальянс делает свое дело: Машенька просит косолапого отпустить ее домой, к дедушке и бабушке. Истосковавшийся же по женскому теплу и ласке Медведь неумолим: «Еще чего! Был бы твой дедушка, как я, одинокий, а то еще с бабушкой. Ему и так весело!».

Тем не менее автор все же наделил свою малолетнюю героиню кое-каким интеллектом и сообразительностью, поэтому ей удалось перехитрить насильника и вернуться к родственникам. В конце мультфильма Медведь и Машенька даже остаются друзьями.

В этой сказке все в духе того времени: мужик – всему голова, а бабе права слова и выбора не давали. Женское дело – быт, а свое мнение и пожелания пусть оставит при себе. Только и остается, что сбежать.

Относительно советского мультфильма роли героев современного сериала «Маша и Медведь» диаметральным образом поменялись. Маша нового поколения совершенно другая: она наглая, самоуверенная и активная. В отличие от податливой Машеньки формата СССР, руководит парадом и диктует правила именно она. Даже имя трансформировалось с уменьшительно-ласкательного в более взрослое. Дерзкая и бессовестная, постоянно в поисках остреньких ощущений, именно она навязывает свое общество Медведю и принуждает его с ней сожительствовать. В нагрузку к своей персоне перманентно устраивает дебош и превращает хижину косматого бойфренда в хаос. Словом, вклад Маши в «отношения» минимален, все на откупе старшего товарища.

Девочка постарше с удовольствием скопирует образ эгоистки, посягающей на чужие границы разнузданной малолетней особы, желающей жить за чужой счет и ничего не делать: достаточно прекрасной себя, эдакого подарочка судьбы.

Медведь же весь такой оседло-обмякший, одомашненный, начисто лишенный звериного инстинкта. Все его интересы сводятся к комфортному времяпрепровождению в тишине и умиротворении наедине с собой. Вот только покой ему не светит: Маша даже спать михрютке не дает – то песни в ночи распевает, то с волками пошаливает. Вопрос: почему Медведь не дает маленькой нахалке отпор? Да потому что косолапый сам себе не принадлежит: его личность давно подчинена воле Маши, он готов разгребать за ней завалы и не видит смысла оголтелой девице противостоять. Время от времени на правах старшего Мишутка примеряет на себя роль воспитателя, но делает это как-то неуверенно, вынужденно, что ли. Оттого все мимо, без толку: Маше авторитет взрослых – что мертвому припарки.

Что мы получаем на выходе? За просмотром такого мультфильма маленькие девочки и мальчики сделают вывод, что хулиганить и безобразничать – в порядке вещей, даже весело! Взрослые снисходительно пожурят, но тут же простят. Еще и порядок сами наведут. Девочка постарше с удовольствием скопирует образ эгоистки, посягающей на чужие границы разнузданной малолетней особы, желающей жить за чужой счет и ничего не делать: достаточно прекрасной себя, эдакого подарочка судьбы. Чем не старт для будущей содержанки? (Вот тут, если кого интересует: "Содержанка. Живу по хлебной карточке".) Пацану же, наоборот, через томный лук медведя закладывается образ мужика-подкаблучника, недовольного и бурчащего, но гипнотически следующего воле избранницы. Кроме того, наряду с хозяйственностью и педантичностью Медведя, его пристрастия к просиживанию штанов в уютном кресле дома очевидны. Вклад создателей мультфильма «Маша и Медведь» в формирование будущего домохозяина, диванно-телевизионного лежебоки или даже вообще альфонса, налицо.

Помимо развлекательной, мультфильмы должны нести воспитательную и просветительскую функции, давать четкое представление, что хорошо, а что плохо.

Таким образом, мультфильм двойственный, спорный. Оба героя друг друга стоят и образцами для подражания, с моей точки зрения, не являются.

Лунтик

Мульт-треш. Чему учат детей современные мультфильмы?

Источник фото: kinopoisk.ru

Миссия альтруиста Кота Леопольда – сеять разумное, доброе, вечное – перекочевала к несмышленышу Лунтику. Несмотря на то, что парень тянет на дошкольника, морали и нравственности, лучших человеческих качеств у него не занимать. Простодушный и наивный, но добродушный и отзывчивый, подобно Леопольду, он спокойно и мужественно претерпевает козни и подставы старших товарищей – вредных гусениц Вупсеня и Пупсеня, которые абсолютно релевантны тем самым дрянным мышам из «Приключений Кота Леопольда».

Лунтик очень вежлив, уважает мнение окружающих, склонен к эмпатии и самоанализу. Однако это все лирика души. Персонаж ни разу не стратег, абсолютно безвольный. Он просто плывет по течению, балансируя на волнах обстоятельств. Его все устраивает.

К тому же, вопреки всем своим милосердным свойствам личности, герой, как ни крути, – монстр. Возможно, создатели мультфильма стремились к пропаганде толерантности, но в глаза бросается именно нездоровый внешний вид подозрительного существа, а не зачаточная апелляция к той или иной его этнической принадлежности. Из первой серии становится известно, что Лунтик вылупился из яйца и в буквальном смысле упал с Луны. Этот герой не только инопланетянин, но и конформист: собственного мнения не имеет, со всем вливаемым в сдвоенные уши по умолчанию согласен. И это образец для подражания?

Беда всех без исключения мультфильмов – как старых, так и новых – в том, что современные дети, насмотревшись их, перестают сами себя развивать. У ребят плохо работает фантазия, и они в предвкушении, что кто-то из окружающих будет их развлекать.

Гусеницы – так вообще страшнее атомной войны. Отчасти Вупсень и Пупсень обладают чертами небезызвестных извращенцев Бивиса и Баттхеда. Гусеницы гадят и не краснеют. Причем делают это умышленно, в полной мере отдавая себе отчет в последствиях и тяжести своих поступков. К концу очередной серии в них все-таки просыпается совесть, и вину свою они в итоге признают, даже искупают. Однако я не верю в то, что маленькие дети в состоянии качественно отрефлексировать весь этот процесс от проступка до публичного покаяния. Мне видится, что повторяющаяся из серии в серию схема просветления через перманентное преднамеренное допущение ошибок только дезориентирует маленького человека в разграничении понятий хорошего и плохого. К тому же где гарантия, что ребенок досмотрит мультфильм до счастливой развязки? Может, он каждый раз будет зависать аккурат на проделках гусениц, а все прочее игнорировать? Увиденное безобразие детке понравится, и он с удовольствием ретранслирует злонамеренные опыты гнусных персонажей на окружающих.

Помимо развлекательной, мультфильмы должны нести воспитательную и просветительскую функции, давать четкое представление, что хорошо, а что плохо. В мультсериалах, являющих собой, согласно данным YouTube, «выбор народа», все слишком неконкретно и обтекаемо, одни намеки и полутона. Категоричные нравоучения, в частности, прописанные в методичке умывальников начальника и мочалок командира Мойдодыра начисто отсутствуют.

Etc…

Мультфильмов много, все не перечесть. В топ-10 YouTube также входят «Барбоскины» и «Фиксики». Герои этих мультсериалов мне импонируют, и объективных оснований критиковать их я не вижу. Гибкие, самодостаточные, созидательные, целеустремленные. Контент этих мультсериалов направлен на формирование будущих лидеров, деятелей науки и искусства. Они не прожигают жизнь, как увалень Медведь в компании деструктивной Маши или приспособленец Лунтик со товарищи, а заняты решением сложных задач, в постоянном поиске новых путей выхода из затруднительных ситуаций. У этих героев пытливые умы, и они всегда при полезном деле. Прямо как взрослые, которым не до бессмысленных игр.

Беда всех без исключения мультфильмов – как старых, так и новых – в том, что современные дети, насмотревшись их, перестают сами себя развивать. У ребят плохо работает фантазия, и они в предвкушении, что кто-то из окружающих будет их развлекать. Кроме того, посредством мультипликационного контента детям преподносятся готовые лайфхаки, которые, как показал разбор, далеко не во всех случаях полезные.

Однако искоренить все мультфильмы из жизни ребенка – мера радикальная, более того, несправедливая и нецелесообразная. Мультсериалы необходимы и достаточны в дозированном количестве, в подкрепление к учебе, занятиям, хобби, играм. Наполнение мультфильмов, их смысл и посыл – благоразумный выбор родителей. Как правило, массовая продукция, выпущенная на потребу широкой зрительской аудитории (а в статье речь шла именно о такой), –  это по большей части ширпотреб, китч и попса. 

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть