Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Sharenting: удали себя, если сможешь

Автор
Юлия Воробьева
Юлия Воробьева
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
13 августа 19 в 10:00
Sharenting: удали себя, если сможешь

Background фото создан(а) freepik - ru.freepik.com

В педиатрии большое внимание уделяется вопросу выкладывания ребенка на живот. А вот в психиатрии, пожалуй, пора начинать говорить про выкладывание детей в социальные сети. В международной практике это явление получило название Sharenting – стремление родителей делиться новостями и фотографиями своих детей в Интернете. Опустим языческие суеверия и криминальную сторону вопроса, оставив лишь этичный аспект всего этого мероприятия по отношению к ребенку.

«А что такого? Это ведь мой ребенок!» – рассуждает большинство социально активных мам. А личность, когда нужно, становится для нас просто инструментом для собирания лайков и комментариев.

Начнем с того, что многие современные родители относят себя к прогрессивному классу и активно рассуждают о том, что ребенок, едва родившись, уже личность. А вместе с тем эти же родители фанатично публикуют фотографии своих детей в социальных сетях, превращая частную жизнь этой самой личности в достояние общественности.

Между тем личность обладает определенным набором прав и свобод, таких как право на личную неприкосновенность и частную жизнь. Так вот, кто-нибудь спрашивает этих новорожденных личностей, хотят ли они быть выложенными куда-то? Ну, хорошо, личность в младенческом возрасте ничего вам на это не ответит. Но задумывались ли вы о том, как к этому отнесется повзрослевший ребенок?..

«А что такого? Это ведь мой ребенок!» – эгоистично рассуждает большинство социально активных мам. То есть мы сами порождаем двойные стандарты. А личность, когда нужно, становится для нас просто инструментом для собирания лайков и комментариев в восклицательно-одобрительной манере, которую мы и «спросить-то забыли».

Если раньше родители норовили всем и каждому подсунуть семейный альбом с фотографиями голожопых малышей, теперь они беспрепятственно делают это в Интернете.

Еще, быть может, вас заставит задуматься тот факт, что милые фотографии малышей агрегируются по всей Сети специальными программами и попадают к людям с не совсем здоровой психикой. Причем приватность аккаунта не является в данном случае гарантией защиты. Конечно, речь не о каком-то физическом насилии, но сам факт… вас не смущает?

Время идет, а ничего не меняется. Меняется лишь форма, суть остается прежней. Если раньше родители норовили всем и каждому подсунуть семейный альбом с фотографиями голожопых малышей, теперь они беспрепятственно делают это в Интернете. Причем сюжет с демонстрацией детских альбомов является поистине фольклорным, вызывающим рвотный рефлекс у самих участников событий. Но почему-то при наличии столь негативного опыта мы сами поступаем так же.

Sharenting: удали себя, если сможешь

Изображение klimkin с сайта Pixabay

Все, что нам кажется таким трогательным и крайне позитивным по шкале «мимиметра», может совершенно не радовать наше подрастающее чадо. И это не просто слова. Даже звезды признаются, что их дети-подростки не хотят видеть себя на публичных страницах своих знаменитых родителей. Недавно, после того как Гвинет Пэлтроу опубликовала совместное фото с дочерью Эпл Мартин на горнолыжном склоне, дочь актрисы возмущенно написала в своем личном закрытом аккаунте: «Мама, мы обсуждали это. Ты не можешь публиковать что-либо без моего согласия».

Дети зачастую оказываются совершенно бесправными в вопросе распространения какой-либо информации о них. Группа исследователей из Вашингтонского и Мичиганского университетов провела опрос среди американских семей на предмет их домашних правил по использованию гаджетов. И одним из неожиданных инсайтов стали признания детей: они хотят, чтобы родители соблюдали конфиденциальность при размещении информации о них в Интернете. Это не значит, что дети требуют вовсе запретить публиковать что-либо о них, но они очень хотят, чтобы с ними обсуждали изображения и тексты, предназначенные для публикации, и учитывали их мнение и интересы.

И если все эти хвастливые «мы то/мы се» просто бесят некоторых детей, то публикации иного характера порой становятся для подростков поистине шок-контентом.

Профессор Тартуского университета в Эстонии Андра Сийбак (Andra Siibak) активно изучает тему sharenting. В одном из ее исследований участвовали дети в возрасте от 9 до 13 лет. Многим нравится, когда родители публикуют о них что-то хорошее. Но краеугольным камнем во всех этих «диджитальных» взаимоотношениях является то, что представление об уместном для размещения в Сети контенте у родителей и детей порой диаметрально противоположное. В то время как для детей неопрятные волосы или нелюбимое платье на фотографии – это катастрофа, большинство родителей упорно не желают видеть в этом что-либо криминальное. Но даже такие мелочи могут влиять на самооценку ребенка, а сам он может подвергаться травле как в Интернете, так и в оффлайне.

И я прекрасно понимаю этих детей. Меня саму до сих пор изрядно подбешивает, когда мама рассылает знакомым и родственникам фотографии с моим участием, ни капельки не фильтруя контент, ведь я у нее везде «красивая». Причем на предмет ее красоты все фотографии проходят жесткую цензуру.

Андра Сийбак утверждает, что родителям следует более серьезно относиться к праву ребенка на личную жизнь. А элементарное обсуждение с ним информации для публикации позволит установить по-настоящему доверительные и крепкие отношения.

Чтобы понять степень неловкости, поместите себя в аналогичную ситуацию. Представьте, что ваш муж опубликовал у себя в аккаунте пост примерно такого содержания: «Вчера снова были в Центре планирования семьи. Получили результаты анализов. Из-за нестабильного гормонального фона у жены вероятность забеременеть стремится к нулю».

И абсолютно логично, что детям не нравится обнародование их частной жизни в Интернете. И если все эти хвастливые «мы то/мы се» просто бесят некоторых детей, то публикации иного характера порой становятся для подростков поистине шок-контентом. Помимо действительно милых и безобидных фото некоторые родители без задней мысли выносят на всеобщее обсуждение личные переживания ребенка: какой предмет ему дается тяжело, какая в семье действует дисциплинарная система, чем болеет ребенок и каких врачей он посещает, с кем у него напряженные отношения во дворе/садике/школе… И плюс все эти смешные, по мнению родителей, фотографии на горшках, за едой или спящих на заднем сиденье автомобиля, нелепые ролики, где ребенок выглядит глупо и беспомощно, туда же идут видосики по мотивам идиотского #cheesechallenge. Все это с большой долей вероятности погружает ребенка в стрессовое состояние.

Чтобы понять степень неловкости, поместите себя в аналогичную ситуацию. Представьте, что ваш муж опубликовал у себя в аккаунте пост примерно такого содержания: «Вчера снова были в Центре планирования семьи. Получили результаты анализов. Из-за нестабильного гормонального фона у жены вероятность забеременеть стремится к нулю. У кого так было? Посоветуйте, пожалуйста, хороших специалистов». Ну, как? Или утреннее фото вас спящей без макияжа, со спутанными волосами и неуклюже покосившейся сорочкой: «Ты так мило спала – не хотел тебя будить. Доброе утро, солнышко!». Ну, как? Классно же! От души! Если вас ничего не смущает – поздравляю! Вы – смелая, непробиваемая женщина, которая клала на общественное мнение. Но совсем не факт, что ваш ребенок в состоянии справиться со стрессом, когда узнает, что вы всему миру в красках поведали о том, как вчера он рыдал из-за тройки по математике. И вряд ли он будет в восторге от того, что весь класс имеет возможность созерцать его «эротические» и нелепые фотографии раннего периода.

Sharenting: удали себя, если сможешь

Изображение Adriano Gadini с сайта Pixabay

Фокус еще в том, что осознание происходящего к ребенку зачастую приходит резко и оптом. Теоретически регистрация во многих соцсетях возможна по достижению 13-летнего возраста или после родительского благословения. Так вот, многие подростки, едва зарегистрировав свой собственный аккаунт, испытывают невероятный шок. На них тут же обрушиваются сотни и тысячи ретроспективных фото с их участием, многие из которых приводят детей в ужас.

Как только 14-летняя школьница из США Соня Бохари (Sonia Bokhari) зарегистрировалась в Twitter и Facebook, перед ней предстали ее же многочисленные фотографии: «Когда я увидела фотографии, которые моя мама на протяжении многих лет выкладывала в своем открытом аккаунте на Facebook, я почувствовала, что меня словно предали. Там было много неловких эпизодов и откровений из моего детства: например, письмо, которое я написала зубной фее, когда мне было пять лет. Или фотографии, где я плакала. Еще там были фотографии с отдыха, когда мне было 12 и 13 лет, о которых я даже не знала».

Конрад Итурбе (Konrad Iturbe), 19-летний разработчик программного обеспечения в Испании, рассказал BBC, что для него стало полным откровением то, что родители все это время публиковали его фотографии в Интернете: «Я даже не размещаю их в своем Instagram. Поэтому, когда я подписался на свою маму и увидел их у нее, попросил все это удалить, ведь я не давал своего разрешения». Взрослый юноша говорит, что ему совершенно не нравится, что среди опубликованных есть и его фотографии, когда он был еще совсем маленьким. Конрад считает такие снимки весьма интимными.

Конечно, есть дети, которых все это ничуть не смущает и не трогает, но есть и другие, более закрытые и ранимые натуры. Есть экстраверты, есть интроверты. Мы все разные. И в полной мере осознать, какой же ребенок на самом деле, можно лишь спустя годы. А за это время, публикуя направо и налево информацию о нем, можно наломать дров. Надо ли говорить, что от своих детских комплексов многие не могут избавиться вплоть до самой зрелости, изо всех сил пытаясь стереть из памяти неприятные воспоминания? И порой то, что для ребенка является катастрофой, на взгляд взрослого – сущий пустяк. Но Интернет все стерпит и ничего не забудет – удалить раз и навсегда какую-либо информацию практически невозможно. Есть множество программ и способов, как извлечь из недр Всемирной паутины те или иные сведения. Как говорится, слово не воробей. Так вот, бездумно публикуя информацию о своем ребенке, вы рискуете обречь его на пожизненное самокопание. Зато, наверное, именно так в нашей стране появится поколение, нуждающееся в постоянных консультациях психоаналитиков.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть