Источник фото:
1 февраля в десятках и сотнях городов страны творится форменный дурдом. Родители, занимавшие очередь в «свои» школы, кто за три дня, а кто и за неделю, выстояли свое в морозных муках, меняясь поочередно с бабушками-дедушками-дядями и тетями, а теперь готовятся к последнему штурму. Ведь именно в этот день стартует запись детей в первые классы.
Петербург, где мы живем, эту эпопею уже пережил. Здесь запись разделена на две «серии». В первую, с середины декабря, попадают те, кто претендует на школу по территориальному признаку. Им для записи дается месяц. А уж потом стартуют все прочие, «инорайонные», но желающие попасть именно в выбранную школу – для них остаются свободные места.
Тоже не идеальный вариант, но все же такого столпотворения, как, скажем, в Воронеже, Ярославле или Новгороде Великом, уже давно нет (хотя вначале было как везде). Правда, родителям, желающим впихнуть свое чадо именно «в эту вот» продвинутую гимназию с тремя иностранными языками и физико-математико-литературоведческим уклоном, все равно приходится исхитряться, если территориально они относятся к другой школе.
Моя сестра, например, за год до поступления в первый класс выписалась с дочкой из собственной квартиры и прописалась поближе к вожделенной гимназии. Ее девочку приняли в первый класс в этом году. Но зарегистрироваться по прежнему адресу она решилась только после Нового года: были случаи, когда за фальшивую прописку детей из школы отчисляли, а родителей штрафовали.
Зато теперь ее младшая дочка сможет пойти вслед за старшей уже без испытания временной пропиской. Обошлась вся эта предшкольная истерия ей в 50 тысяч рублей – по 5 тысяч за каждый месяц прописки у чужого дяди.
Увы, деньги, воля и желание для проворачивания подобной аферы есть далеко не у всех. И большинство родителей изыскивают самые разные варианты, чтобы все-таки их чад приняли в первый класс именно в тех школах, которые они для этого наметили. Самый беспроигрышный, на взгляд многих, – посещать подготовительные курсы.
Стрижка денег и заведомый обман
В наши дни курсы подготовки к поступлению в первый класс существуют при каждой уважающей себя школе. Ведь они дают каждому учебному заведению максимально возможную в наших условиях выручку, причем легальную и гарантированную, особенно если школа востребована и из родителей в нее выстраивается очередь.
Приведу простой пример «нашей» гимназии. В ней два первых класса. В будущем году будут набирать столько же. А подготовишек набрали на 5 потоков! То есть при возможном приеме в первый класс до 80 детей на подкурсы здесь взяли почти 250 детей!
Источник фото:
Стоимость обучения – 65 тысяч рублей при занятиях с начала учебного года, и 35 тысяч – с января 2018-го. А значит, на подготовишках школа сможет заработать от 9 до 16 миллионов рублей!
В других школах, менее востребованных, обычно берут один-два класса подготовишек и цены заламывают поменьше, но все равно прибыль для школы получается весьма существенной. Неудивительно, что курсы эти растут как грибы. Есть, кстати, и множество внешкольных, частных. Там цены и условия еще более крутые: до 1 000 рублей за занятие длиной в академический час.
Занятия идут два раза в неделю по 3-4 академических часа. Родители вынуждены в эти дни сдергивать своих малышей из садиков, отпрашиваться на это время с работы, но мало что может их остановить. Во всяком случае, с этой задачей не справятся ни цены, ни сожаление о затраченном времени. Ведь большинство приводит своих детей на подкурсы с весьма тривиальной целью: добиться, чтобы его ребенка приняли именно в эту гимназию.
Да-да, большинство детей из подкурсов проживает вне территориальной принадлежности к школе. И в каждой семье рассчитывают, что именно его ребенку достанется свободное место после приема в школу всех детей из прикрепленного микрорайона. Особенно если его малыш на подготовительных курсах зарекомендует себя лучше других детей.
Везет, как водится, немногим. В классе моей племянницы таковых всего 7 из 38.
Это вредно и опасно
Вряд ли учителя, которые ведут курсы подготовки к школе, не понимают, что затея эта для подготовишек вредная. Ведь все они профессиональные педагоги, все (как и я) учили возрастную психологию, все имеют опыт работы в начальной школе. И тем не менее повторяют из года в год одно и то же: «Приводите своих детей – это для них исключительно полезно».
На деле же все они – и родители вроде бы тоже – должны знать, что мозговые структуры, отвечающие за чтение, созревают у ребенка только к 7 годам. До этого возраста части мозга, отвечающие за распознавание символов, развиты слабо. Но ведь именно они отвечают за чтение и узнавание цифр! Учить читать до этого бессмысленно. Малыш, конечно, освоит азбуку и беглое чтение, но за счет перенапряжения не готовых к этому отделов мозга и в ущерб другим мозговым структурам, которым такая активность не дает развиваться в оптимальном для них возрасте. То же самое с письмом.
Источник фото:
Дети могут учиться читать и писать только в той мере, в какой им самим охота. И обучать их, организуя регулярные занятия со стороны родителей или учителей, неграмотно и неумно. Более того, это еще означает обрекать своего ребенка на скуку в первом классе. Ведь к 1 сентября в каждом первом классе умеют читать бегло или сносно не более трети детей. Остальных приходится учить как положено. А значит, в это время «продвинутые» дети будут бездельничать, что отнюдь не способствует возникновению интереса к учебе.
Родителям будущих первоклашек следует знать, что главное в подготовке к школе – формирование у ребенка произвольного внимания. То есть такого, которое возникает не из интереса к чему-либо или кому-либо, а по воле самого малыша.
В этом возрасте внимание обычно слабо организовано, плохо распределено, неустойчиво. Причина – в недостаточной зрелости различных нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением и вниманием. Их-то и надо тренировать.
Перед поступлением в начальную школу произвольное внимание еще не может быть большим – 10-15 минут, но оно должно присутствовать у малыша обязательно. Иначе учиться ему будет крайне трудно. Со временем способность по своей воле фиксировать внимание будет развиваться и возрастать. Но для того, чтобы ее сформировать, совсем не нужны подготовительные курсы.
А что нужно?
Формируем будущий успех
Единственное стоящее занятие для дошкольника – игра во всех видах и в любых формах. Это давно доказано нашими ведущими педагогами и психологами (еще в трудах Выготского) и признано во всем мире. Кстати, именно на труды российских исследователей в этой сфере опираются многие зарубежные ученые. Они утверждают, что именно в свободной неструктурированной игре дети получают все навыки и умения, которые необходимы перед приходом в первый класс.
Так, самый веселый и продуктивный способ подготовиться к школе – играть с мячом. Любые игры с мячиком развивают то самое произвольное внимание, без которого в школе никак. Здесь же присутствует концентрация внимания, координация и ловкость. Кстати, считается, что без последних математику – даже школьного уровня – освоить трудновато.
Игра в мяч способствует также социализации ребенка: правила позволяют научиться соблюдать очередь, учитывать содействие или противодействие партнеров и вести себя с ними каждый раз соответственно... Подчиняться правилам – также одно из важных умений. Равно как и спокойно переносить проигрыш.
Источник фото:
Плюс ко всему двигательная активность позволяет набегаться и напрыгаться, если не на все 11 лет обучения вперед, то уж на первый класс – точно.
То же самое можно отнести и к другим популярным в прошлые времена играм: прятки, картошка, выбивной, казаки-разбойники и так далее. Правда, в современных дворах с их межквартальными проездами в них играют редко: опасно выбить мяч на проезжую часть и попасть под машину.
Не хотите бегать-прыгать или на улицу носа зимой не высунуть? То же самое (и счет в уме) помогут привить ребенку... карты. Или «ходилки». Или лото...
Желаете, чтобы у вашего малыша было пространственное мышление? Флаг в руки: играйте в кубики, кирпичики, различные конструкторы... Вдобавок бонусом пойдут успехи в основах механики, умение действовать по заранее созданному плану.
Весной и летом вообще раздолье: песочницы, лужи, камушки... Спросите, что в этом такого особенного? Психологи ответят: освоение физических свойств предметов, осязания, развитие умения фантазировать.
В общем, не надо грузить детей усиленной подготовкой к школе. Не надо тратить на это бешеные деньги. Вместо успешного ребенка вы получите задерганного унылого зануду, которому школа поперек горла задолго до поступления в нее.
Лучше играйте с ним. Много. Всегда. Везде. Где придется.