Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Первое слово по расписанию: почему ребёнок долго не начинает разговаривать?

Автор
Анастасия Чекмарёва
Анастасия Чекмарёва
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
26 мая 23 в 12:00
Первое слово по расписанию: почему ребёнок долго не начинает разговаривать?

Источник фото: freepik

Задержка речевого развития является одной из самых частых причин для беспокойства родителей. Ведь мамам и папам хочется, чтобы взросление ребёнка проходило по чёткому плану, что возможно далеко не всегда, а постоянные «Неужели он у вас ещё не говорит?», «А вот ты, когда маленький был, в этом возрасте уже стихи читал!» только заставляют волноваться.

В статье разбираемся, существует ли своё «пора» для первого слова, только ли слово «мама» может считаться первым и на что нужно обращать внимание для того, чтобы вовремя обеспечить своему малышу грамотное развитие речи.

Сначала было не слово: этапы развития речи

На самом деле слово начинается с плача. Родителям действительно необходимо обращать внимание на то, как плачет их малыш. Ведь это первый способ коммуникации, которым овладевает ребёнок. К первому месяцу жизни плач становится выразительным и порой даже интонационно понятным для взрослых.

Следующим этапом становятся смех и гуление. Гулением называют разные способы сочетания гортанных и гласных звуков. Например, «гу», «ха», «агу». Именно это самые ранние настоящие попытки ребёнка общаться с окружающим его миром, выражать свои эмоции не только через плач.

Примерно в 2 месяца дети начинают внимательно следить за губами взрослых и даже пытаются подражать им, но в первое время беззвучно. Впоследствии такого рода копирование помогает ребёнку осваивать различные звуки, искать способы сочетать их, прислушиваться к своему гулению и даже стараться сделать мимику более выразительной.

Затем раннее речевое развитие подходит к концу и начинается формирование моторной речи как способа общения. Нижней границей нормы для первых слов ребёнка считается 1 год и 2 месяца. Стоит заметить, что главным отличием слова в ранний период является его соотношение с конкретным предметом, человеком и явлением. Именно это играет главную роль, а не полноценное произношение или количество слогов.

Если же в речи ребёнка нет никакой смысловой связи с миром вокруг, то это всего лишь лепет — то есть цепочки слогов, которые не несут особой смысловой нагрузки. Например, если ребёнок называет «мама» всё подряд, то вряд ли это можно считать первым словом.

Лепет может быть частью речи ребёнка практически до 2 лет и употребляться одновременно со словами, которые что-либо обозначают.

Очень важно обратить внимание и на то, что, когда ребёнок начинает говорить, его словарный запас пополняется достаточно стремительно. Специалисты называют это лексическим взрывом, так как каждый день дети осваивают сразу несколько новых слов.

По статистике, в полтора года дети свободно используют примерно 50 слов. У каждого ребёнка этот показатель варьирует от 30 до 70 слов. Обычно у детей с задержкой речевого развития такой динамики нет, а в лексиконе к этому возрасту около 10–15 слов.

В 2 года ребёнок осознанно использует уже больше 200 слов. Далее появляются первые простые фразы, которые могут даже не соответствовать грамматическим нормам, но обычно в них есть глагол и существительное. А к 3 годам словарный запас должен включать в себя практически все части речи и около 1 000 слов.

Если в 2,5–3 года ребёнок всё ещё не владеет фразовой речью, то родителям стоит обратить на это внимание и проконсультироваться у специалиста.

Первое слово по расписанию: почему ребёнок долго не начинает разговаривать?

Источник фото: freepik

Причины задержки развития речи

Родителям важно помнить о том, что причину задержки речевого развития у ребёнка грамотно сможет определить исключительно специалист: логопед-дефектолог, невролог, психолог, нейропсихолог, психиатр, сурдолог.

На самом деле развитие речи зависит от многих факторов. Обычно их объединяют в 3 большие группы:

1. Физиологические

Прежде всего следует выяснить, нет ли у ребёнка особенностей, связанных с физиологическим развитием или наследственностью. Одной из причин задержки развития речи может быть нарушение слуха или проводимости между слуховым анализатором и соответствующим отделом мозга. В таком случае малыш просто не может правильно воспринимать речь и овладеть ей.

Причины также могут быть связаны с недостаточным развитием речевого аппарата и низким тонусом мышц, отвечающих за артикуляцию.

Специалисты обращают внимание на то, что развитие речи ребёнка связано с движением. Двигательное развитие запускает многие когнитивные процессы. Поэтому, если малыш по каким-либо причинам был ограничен в физической активности, это может сказаться на формировании его речи. 

Важную роль играет и мелкая моторика. Ведь ребёнок начинает познавать мир с помощью осязания, тактильных ощущений. Только потом различные методы изучения реальности начинают складывать друг с другом, создавая общую картину.

2. Неврологические

Влиять на развитие речи могут такие факторы, которые на первый взгляд не кажутся с ней связанными. К примеру, раннее применение наркоза или антибиотиков, инфекционные болезни в возрасте до 1 года, тяжелое течение беременности у мамы или самих родов, неврологические сложности в раннем развитии.

А также причинами могут быть психоневрологические особенности разной сложности: синдром гипервозбудимости, различные формы расстройств аутического спектра, поведенческие нарушения.

Это всё влияет и на физическое состояние ребёнка, и на восприятие им информации, что сказывается на речи.

3. Психологические

Обычно причины этой группы связаны с особенностями коммуникации в семье. Когда родственники постоянно просят ребёнка сказать что-нибудь, родители часто начинают раздражаться и просить не надоедать малышу, а зря. Развитие речи начинается с её восприятия. Очень важно с раннего возраста показывать ребёнку, что вы действительно хотите с ним разговаривать — конечно, не стоит переусердствовать, так легко можно напугать, но однозначно стоит уделять малышу внимание, играть в игры, вместе замечать интересное вокруг. Ведь любое ваше взаимодействие с ребёнком является для него примером существования в мире. Следовательно, малыш будет стараться выразить свои эмоции и чувства, желания и мысли, подражая взрослым, то есть через речь.

Ребёнок может долго молчать, потому что у него просто не возникает мотивации к речи. Как такое может быть? На самом деле ответ достаточно прост. Порой родители, бабушки, дедушки понимают, что нужно малышу, без слов, не дождавшись конца предложения или вообще просьбы. Конечно, это замечательно и говорит о крепкой связи внутри семьи, но есть и другая сторона медали: в таком случае у ребёнка отсутствует потребность в коммуникации через речь. Намного проще указать на нужную вещь, чем научиться произносить её название. 

Ещё одной небольшой группой причин являются причины билингвистического характера. Ребёнку может быть тяжело начать говорить, потому что у предметов вокруг много разных названий. Например, дома используют один язык, в детском саду – другой, или родители говорят на двух языках. Тогда задержка речевого развития может быть объяснена тем, что малышу просто сложно сориентироваться.

Первое слово по расписанию: почему ребёнок долго не начинает разговаривать?

Источник фото: wayhomestudio на Freepik

Как помочь ребёнку развивать речь

Не стоит забывать, что любое развитие требует времени. Соответственно, научиться говорить ребёнку так же сложно, как и научиться ходить. Ведь ребёнок не только пытается запомнить слова, но и тренирует артикуляционные мышцы, осваивает все грани интонации. Ему тоже нужна поддержка взрослых и несколько попыток, прежде чем он начнёт самостоятельно читать стихи и говорить целыми сложносочинёнными предложениями.

Советы для родителей юных исследователей речи:

  1. Ребёнку необходимо слышать правильную речь. Разговаривайте с малышом часто и чётко, повторяйте то, что произнесли, несколько раз.

  2. Старайтесь говорить простыми фразами, но не коверкайте слова.

  3. Дожидайтесь, пока ребёнок попросит у вас что-нибудь словесно, прежде чем дать ему то, чего он хочет. Это нужно, чтобы он понимал значимость речевой коммуникации.

  4. Пойте вместе с ребёнком песни. Они помогут быстрее усвоить фразовую речь, почувствовать её лаконизм. А также, благодаря сюжетным зарисовкам в песнях, развить фантазию.

Не бойтесь обращаться к логопеду. Специалист не только может помочь ребёнку, но и объяснит родителю, как правильно комментировать что-либо, чтобы ребёнку было понятно, как разговаривать с ним, в какие развивающие игры полезно играть.

Самое главное: не нужно торопить ребёнка, но при этом следует уделять внимание развитию речи с самого раннего возраста. Чем раньше речь будет скорректирована, тем лучше. Если вы замечаете проблемы, то их нужно решать, а не надеяться на то, что «само пройдёт».

Мы собрали несколько полезных игр и упражнений, которые помогут сделать процесс развития речи интересным для малыша.

Расширяем словарный запас

«Опиши предмет»

Попросите ребёнка рассказать вам о его любимой игрушке или любом другом предмете. Следите за тем, чтобы малыш использовал много разных прилагательных.

Например: «Это мой любимый заяц. Он розовый, его уши длинные, он мягкий, у него небольшие глазки».

«Последнее словечко»

Суть игры заключается в том, что вы вместе с ребёнком должны выбрать любой предмет и по очереди описывать его. Выигрывает тот, за кем останется последнее слово.

Например: малыш выбирает описывать шкаф и говорит, что он большой; затем вы говорите, что шкаф деревянный; затем малыш – что шкаф белого цвета и так далее. 

«Что было потом?» 

Для этой игры вам необходимо начать смотреть с ребёнком какой-нибудь фильм/мультфильм. Затем, ближе к концу, выйдите из комнаты, а когда вернетесь, попросите рассказать вам, чем закончилась картина. 

Артикуляционная гимнастика

«Простые разминки»

Имитируйте игру на дудочке (дуйте).

Задуйте свечку.

Надувайте мыльные пузыри.

Делайте пузыри в стакане с водой через соломинку.

Сдувайте песок / нарезанную бумагу / семена с тарелки.

«Проговаривание скороговорок»

Чистоговорки действительно дают результат и не только помогают речи ребёнка оформиться, но и улучшают память, развивают музыкальный слух и чувство ритма. 

[и] И-и-и — надеваю сапоги.

И-и-и — строим город, посмотри.

И-и-и — прилетели соловьи. 

[ ы] Ы-ы-ы — зацветают все сады.

Ы-ы-ы — это серые слоны.

Ы-ы-ы — это мы,

ы-ы-ы — это я, а это ты. 

Карточки Домана

Методика Домана является одной из систем раннего развития ребёнка. Вы показываете ребёнку карточку с предметом, словом, цветом и так далее, рассказываете об изображении на ней, говорите об этом с малышом. 

Очень важно, чтобы выбор карточки был обдуман, не нужно показывать всё подряд. Лучше обсуждайте одну карточку, но ту, которая как-то связана с планами на день или настроением ребёнка. 

Данная методика сосредоточена на познании малышом мира, что затем поможет ребёнку сосредоточиться на процессе обучения.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть