Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Образование

Не играют наши дети…

3 мин
171
(0)
21.06.17

Автор

Марина Глебова

Марина Глебова

журналист

Тэги по теме:

Поделиться:

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Приведу вам обычное расписание дня в подготовительной группе в нашем детском садике:

8:30 – зарядка

9:00 – завтрак

9:30 – английский

10:00 – математика

10:30 – прогулка

12:00 – рисование или письмо

12:30 – музыкальное занятие

13:00 – обед

13:30 – сон

15:30 – полдник

16:00 – лепка, поделки

16:30 – чтение

17:00 – риторика

17:30 – ритмика или шахматы

18:00 – ужин

18:30 – прогулка

Урок длится 20–25 минут, потом короткое время на переменку и подготовку к следующему занятию – и снова урок. Разве что без звонка, как в школе.

Как видите, нагрузка на 6-летнего ребенка – совсем как на взрослого. Садик частный, поэтому завлечь клиентов пытаются именно интенсивностью занятий. Но и в государственных садиках положение не лучше. У дочки моей соседки, например, расписание весьма похожее. Просто за каждый вид занятий ее мама дополнительно платит 300 рублей в месяц. Кстати, воспитателям так даже проще: дети не балуются, не шалят, не шумят, не ссорятся из-за игрушек…

Итак, уже в садике весь день занятия, поиграть фактически некогда. Одна радость была – прогулки, так и ту извратили. Первую прогулку превратили в урок знакомства с окружающей средой. Вторую – в ожидание родителей, которые «вот-вот» придут и заберут домой. Дома времени остается только на кормежку, мультик и обязательные гигиенические процедуры перед сном, а значит, тоже толком не поиграть, не повозиться, не побаловаться.

В выходные дети как с цепи срываются – пытаются наверстать недоигранное. Но с кем? Нам, родителям, чаще всего некогда – домашних дел накопилось, а сверстников дома нет. Да и лень, честно говоря. За неделю так на работе выдохнешься, что дома хочется только валяться и ничего не делать. Заниматься с детьми куда ни шло – можно себя преодолеть, ведь это им на пользу. А просто поиграть? Ну уж нет! Пускай сами как-нибудь…

Правда, играть можно бы во дворе. Но это надо еще кого-то из старших на прогулку вытянуть – прошли те времена, когда малышей можно было во двор одних выпускать. Да и во дворе со сверстниками толком не поиграешь, каждый сам по себе, каждый со своим взрослым.

Похоже, наша малышня вообще скоро разучится играть в какие-то совместные игры – в мяч, в казаки-разбойники, да хоть в войну, например. Самоорганизоваться для игры они тоже практически не в состоянии. Привыкли, что все коллективные действия проходят только под контролем взрослых. Школьники, кстати, этим тоже практически не грешат. Неудивительно, что в подростковом и юношеском возрасте развлечением становится пиво в подворотне и прочие столь же коллективные занятия.

Между тем детские психологи в один голос твердят, что любая игра, особенно ролевая, особенно коллективная, – наиважнейший этап становления человека. Игра просто необходима для его социализации. Даже готовность к школе и ту проверяют, помимо прочего, по факту способности к ролевым играм. Недаром, хотя давно прошли советские времена, гайдаровский Тимур и его команда до сих пор воспринимаются детьми на ура. Малышня и та зачитывается (или заслушивается, если читать еще не умеет), сама была много раз свидетелем.

Мы же в лучшем случае оказываемся способны только обеспечить ребенка игрушками, чтобы он сам как-нибудь восполнял свои потребности в игре. В худшем же – отделываемся от малыша разрешением смотреть мультики тогда и столько, когда и сколько ему хочется. Подсаживаем на мультсериалы, как на наркотики. А потом удивляемся, что дети у нас черствые, неконтактные, не имеют друзей и не умеют общаться со сверстниками, не умеют и не хотят общаться с родителями, бабушками, дедушками. И, кстати, злимся, что Винкс, Барби, Дарты Вейдеры со Скайуокерами и прочие заморские «гости» нашим детям гораздо ближе любых порождений собственной игровой и фантазийной культуры.

Черт его знает, как из этой ситуации выходить. Слабо представляю себе, как я лично могла бы убедить мам малышей из моей группы отказаться от каких-то занятий в садике и отдать это время играм. Да меня просто на смех поднимут – и это в лучшем случае! В худшем – воспримут как нечто ненормальное.

Директриса моего садика, правда, приняла мои претензии серьезно. Но объяснила, что на уменьшение учебной нагрузки пойти не может, так как это снизит конкурентоспособность ее заведения на рынке детсадовских услуг. При выборе частного садика один из главных критериев – именно насыщенная образовательная программа. «Хороший» государственный детсад также оценивается мамами и папами по степени насыщенности подготовки ребенка к школе. В России в критериях оценки детских дошкольных учреждений вообще нет чего-нибудь вроде «качества игровых возможностей». Способность воспитателя создать условия для игр также никак не оценивается. Ну а уж развивать в себе, в родителях, потребность и способность играть с детьми, включаться в их игровой мир или создавать его вместе с ними мы чаще всего даже не собираемся. А жаль...

Может, пора начинать?

Марина Глебова, журналист⁠

Тэги по теме:

Комментарии (0)

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)