Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

Марсель Мансуров: "Я тренирую особых детей"

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
22 июня 21 в 11:00
Марсель Мансуров: "Я тренирую особых детей"

Источник фото: mansurovmd, instagram.com

Вы когда-нибудь слышали, чтобы незрячий или аутичный ребёнок занимался киокусинкай (киокушинкай), самым сложным контактным видом карате? Это невозможно! Карате не всякий здоровый может осилить, куда уж тут больному. Но речь не идёт о чемпионстве. Речь идёт о том, что ребёнок с множеством физических ограничений всё-таки может заниматься спортом и получать от этого пользу и удовольствие. Это подтверждает деятельность двукратного чемпиона мира по карате Марселя Мансурова, который взялся тренировать особых детей.

Путь, освобождающий от страха умереть

Марселю Мансурову из Екатеринбурга 27 лет. Основанный им инклюзивный клуб боевых искусств стал первым в России, и, возможно, вслед за ним появятся и другие клубы – такая задумка у молодого тренера уже есть, он работает над её реализацией. Марсель считает, что его миссия – изменить представление о физических возможностях особых детей. Хотя все наперебой говорят о том, что с такими детьми можно и нужно заниматься спортом, но в реальности практически никто из тренеров не возьмётся за это. Мешает огромная ответственность, боязнь повредить ребёнку, общественное мнение, заточенное на то, чтобы таких детей держать только среди себе подобных, чтобы здоровые на них не отвлекались.

Я хлопнул дверью и ушёл из прежней жизни.

Марсель говорит, что в какой-то момент он понял: всех медалей и титулов не завоюешь, бежать за ними вечно, как ослик за морковкой, – это глупо. Денег заработал, мир повидал, ума набрался – хотелось бы обрести смысл жизни. И смысл этот вдруг появился в работе с больными детьми.

– Я закончил карьеру бойца в 2017 году. В какой-то момент мне показалось, что я перестал развиваться. Жизнь стала рутиной. У меня было всё: деньги, машины, девушки. А я потерял смысл жизни. Поругался с тренером, меня исключили из федерации, я всё время ссорился с отцом, мне казалось, что он предъявляет ко мне завышенные требования: то в балет отдавал, то в спорт. Я всегда был на взводе, устраивал скандалы, ввязывался в драки, причём хулиганил со школы... С этим надо было завязывать. Я хлопнул дверью и ушёл из прежней жизни. И так получилось, что занялся детьми – сначала детдомовскими, потом и другими, причём с особенностями развития. Когда мы ездили в спортивные лагеря, у нас всегда были такие дети, их могло быть до трети от общего числа группы. Полностью за свои средства – я же всё-таки кое-что накопил – создал клуб единоборств. Назвал его DOJO № 1: додзё по-японски – это путь, который освобождает нас от страха умереть.

Марсель Мансуров: "Я тренирую особых детей"

Источник фото: vk.com

В Америке не остался

А дальше всё пошло не так, как Марсель изначально предполагал, но теперь он считает, что это судьба:

– Однажды на занятие в клуб привели странного мальчика, на первый взгляд, совершенно невоспитанного: он никого не слушал, кричал, плевался, баловался. Я решил быть с ним построже, но оказалось, что ребёнок аутист. Мне, конечно, было известно о таких детях, но столкнуться близко довелось впервые. Потом оказалось, что именно моя неосведомлённость в вопросах аутизма привела к очень необычным результатам. Я стал заниматься с мальчиком, как с обычным ребёнком, как с другими, а тот привык, что с ним обращаются очень нежно, как с хрустальной вазой. Скажем, родители могли полчаса уговаривать его сесть, а не бегать. А я стал к нему предъявлять обычные требования. И довольно скоро парнишка стал мало чем отличаться от других – занятия у него пошли бодро, у него многое стало получаться. Родители никак не могли понять, как это я с ним справился. А парень настолько изменился, что научился концентрировать внимание на задачах. Для него это большая победа.

Марселя приглашали остаться работать в Америке, но он решил сделать в России то, что видел за океаном.

Потом ко мне попал незрячий ребёнок. Я предложил его родителям: пусть у меня позанимается. Но те вначале испугались, а потом согласились. И позже они убедились, что зрение – это не всё, что есть у человека, что его отсутствие компенсируется другими развитыми чувствами. Сначала я руководил руками и ногами мальчика, брал его руки в свои: вот стойка, вот защита, вот атака. Артём стал ориентироваться в пространстве, он начал по-другому, более свободно двигаться. И если сначала его партнёром в бою был только я сам, то потом он научился драться и с другими детьми. Родители были потрясены тем, что их сын сумел на общих основаниях сдать на синий пояс – для незрячего ребёнка это очень большое достижение. И у Артёма есть способности, ему нужно заниматься дальше, совершенствоваться.


При этом знания и навыки по работе с особыми детьми у Марселя уже появились. Учился на тьютора, потом на педагога, хотя имеет высшее юридическое образование. Он погрузился в тему методик тренерской работы с детьми с ДЦП, РАС, синдромом Дауна, различными физическими и ментальными нарушениями. В 2019 году он отучился в США по программе реабилитации людей с инвалидностью, получил не только знания, но и опыт. Его приглашали остаться там работать, но он решил сделать в России то, что видел в Америке.

Не делим на больных и здоровых

Тем временем родители обычных детей иногда бунтовали, не понимая, зачем нужно заниматься вместе с "этими". Марсель вспоминает:

– Конечно, к особому ребёнку нужен особый подход, поэтому часть обычных детей забрали от меня в обычные секции карате, чтобы просто заниматься спортом. Но я на них не в обиде, мне некогда обижаться. Мне приходится заниматься "воспитанием" родителей особых детей, которые привыкли их чрезмерно опекать. Это очень плохо сказывается на социализации такого ребёнка: он ничего не умеет, ни к чему не приучен. Родители не вечны, а что потом? Просидеть весь век в квартире – это незавидная участь.

Сейчас молодой тренер подал документы на открытие собственной Федерации инклюзивного спорта.

Я считаю, что общество должно быть готово принимать разных детей, а не только здоровых и благополучных. Когда я приезжаю со своей командой в спортивный лагерь, то с нами обязательно бывают дети с особенностями развития, и тренер показывает всем, что, скажем, синдром Дауна не должен быть поводом для одиночества такого ребёнка. Приходится объяснять здоровым детям, почему некоторые наши воспитанники выглядят не так, как другие, ведут себя немного странно или смешно. И дети, если они нормально воспитаны, не смеются над такими ребятами, а стараются взять над ними шефство, помогают в разных ситуациях: скажем, паренёк-аутист впадает в истерику – дети его совместно успокаивают. Ну а если смеются и дразнят, то я стараюсь терпеливо объяснить им, в чём они неправы. Конечно, я нервничаю, но при детях это не показываю, лучше сорву свою педагогическую злость на спортивном снаряде.

Тренеры, работающие с Марселем, тоже знают, как заниматься с особыми детьми. Привлекают к работе и волонтёров, которые помогают на занятиях таким детям, ведь внимание должно уделяться всем одинаково, никто из детей не должен страдать от его недостатка. И те успехи, которые делают воспитанники Марселя, – это результат общей кропотливой работы. Сейчас молодой тренер подал документы на открытие собственной Федерации инклюзивного спорта, где не будут делить спортсменов на больных и здоровых, не будет "резерваций" типа Паралимпиады или особых соревнований, все будут заниматься и соревноваться вместе, просто в разных категориях.

Марсель Мансуров: "Я тренирую особых детей"

Источник фото: facebook.com

Чтобы стать чемпионом, сначала нужно стать хорошим человеком

Сейчас в клубе DOJO № 1 занимается 100 человек, из них 30% – дети с особенностями развития. Если ребёнок пока не готов заниматься со всеми, то он начинает с подготовительной группы. Во время пандемии появились и онлайн-тренировки в "Зуме". Дети отлично тренируются и обучаются. Родители особых детей платят половину стоимости курса, несколько человек занимается и вовсе бесплатно, потому что они сироты. А родители здоровых детей стали помогать, доплачивая за обучение детей-инвалидов. Увы, крупных спонсоров у инклюзивного клуба боевых искусств пока нет, хотя у богатых людей тоже встречаются дети с особенностями развития, от этого ведь никто не застрахован. И хотя Марселя хорошо знают в Екатеринбурге и в 2019 году он как куратор проекта "Особый спорт" стал лауреатом премии "Родительское спасибо", спонсорские сердца к нему пока не тянутся.

Я стараюсь приносить пользу другим людям. Наверное, у меня это получается.

Самое интересное, что сейчас Марсель возобновил карьеру бойца!

– Я рад, что у меня получается. Прежде всего, работа с детьми здорово реабилитировала меня психологически, я стал намного спокойнее. Кроме того, тренеру негоже терять боевые навыки.

Мои ученики знают, что учитель снова выходит на ринг, и всегда болеют за меня. Но полностью заниматься только профессиональным спортом, как когда-то, я не буду. Мне важно оставаться прежде всего тренером.

Марсель Мансуров: "Я тренирую особых детей"

Источник фото: mansurovmd, instagram.com

Вот есть такой американский боец Стипе Миочич, успешный чемпион и миллиардер, и он продолжает работать пожарным. Его спрашивают, зачем он этим занимается, если он такой богатый и успешный? Он всегда отвечает: "Для того, чтобы не витать в облаках славы, ореоле богатства и приносить пользу другим". Мой тренер когда-то сказал: "Чтобы стать чемпионом, сначала нужно стать хорошим человеком". Я стараюсь приносить пользу другим людям. Наверное, у меня это получается.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть