Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Пойти в школу и не умереть...

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
20 августа 18 в 11:30
Пойти в школу и не умереть...

Канун 1 сентября. Для родителей школьников – последние хлопоты перед началом нового учебного года. Это в благополучных странах. Но в нашем мире в XXI веке есть регионы, где поход в школу равнозначен подвигу.

Опять новость из Афганистана, оставшаяся почти незамеченной: террорист-смертник подорвал себя в образовательном центре в Кабуле – 48 учеников погибли, 67 ранены. Мальчики и девочки – все они мечтали об университете.

Афганистан – одна из стран, где поход в школу может закончиться смертью от осколков гранаты, которую взорвал террорист-смертник, или ожогом от кислоты, которую плеснул в лицо сосед – противник просвещения как такового. Поход в школу там чреват оскорблениями и унижениями.

Чисто теоретически афганские дети имеют те же права на образование, что и их сверстники в Европе, США или Канаде. Согласно законодательству, принятому правительством в Кабуле после 2001 года под строгим надзором ООН и прочих международных организаций, любой афганец, независимо от пола, этнической принадлежности или материального положения семьи, имеет право на образование. Государственное образование должно быть абсолютно бесплатным, и не только базовый, школьный курс, но и учеба в университете. Более того, государство обязано обеспечить школьников всем необходимым для учебы – тетрадями, учебниками, ручками, а младшеклассников – даже рюкзаками. Казалось бы, учись не хочу.

Однако прошло уже 17 лет после изгнания талибов из Кабула, а почти половине афганских детей не до учебы. Какая школа, когда за окном война, а поход в школу чуть ли не опаснее, чем участие в полицейской спецоперации? Война продолжается.

Взрывы как высказывание

Афганистан – страна, где школы, учителя и ученики подвергаются атакам или получают угрозы почти так же часто, как полицейские или военнослужащие.

Пойти в школу и не умереть...

Источник фото:  shutterstock.com

Этим летом был опубликован очередной доклад ООН «Образование под ударом». Согласно данным экспертов, с 2013 по 2017 год в этой стране зафиксировано 180 нападений на школы, органы министерства образования или школьные автобусы. По три-четыре атаки в месяц.

Вроде бы ситуация улучшается, ведь только в первом полугодии 2009 года было совершено 123 аналогичных нападения. Фактически атаки происходили ежедневно. Значит ли это, что учиться афганским детям стало проще и даже веселее? Вовсе нет, просто талибы сменили тактику.

Международные чиновники признают, что число атак на школы уменьшилось, потому что в настоящее время движение Талибан (запрещено в РФ), которое контролирует до 70% территории Афганистана, изменило свою политику в сфере образования. Раньше, согласно их доктрине, под запретом были все школы для девочек, а мальчики должны были изучать исключительно религиозные предметы. Никакой математики и физики с биологией. Светские школы подлежали уничтожению.

Сейчас лидеры талибов считают дозволенным начальное образование для девочек, а мальчики, наряду с Кораном и фикхом, могут изучать и светские предметы. Более того, запрещенные мировым сообществом повстанцы посылают своих представителей в администрации афганских школ и учительские коллективы, меняют расписание занятий, вводят преподавание исламских дисциплин и следят за дисциплиной. В школах на подконтрольных талибам территориях вводятся денежные штрафы для учеников и учителей, пропускающих занятия. Кое-где, по слухам, за прогулы даже введены телесные наказания. Вряд ли в таких условиях посещение школы в радость и для учеников, и для учителей.

К тому же рядом с подобревшими талибами действуют боевики Исламского государства (запрещено в РФ), которые по-прежнему считают своим долгом взрывать и поджигать школы. Пару недель назад недалеко от Джелалабада они сожгли школу, в которой училось 800 детей. Куда деть учеников – местные власти толком не знают. Террорист-смертник, убивший 48 учеников в образовательном центре в Кабуле, – тоже посланец ИГ. Все афганские учащиеся знают, что посещение школы может закончится смертью.

Пойти в школу и не умереть...

Источник фото:  shutterstock.com

Денег нет и классов тоже

Впрочем, даже в тех районах страны, где более-менее спокойно, такая простая вещь, как поход в школу, превращается в подвиг.

Правительство Афганистана расходует на нужды образования порядка 13% консолидированного бюджета, или примерно 4% ВВП, как это и предписывают развивающимся странам международные организации. Строятся школы, оплачивается работа учителей. Но даже сейчас, через 17 лет после установления новой власти, афганская школа – это палатка или открытый двор, в котором установили парты. 395 школ в Афганистане вообще не имеют собственной территории.

Но даже вновь построенные школы в столице – Кабуле – это зачастую просто здание: окна-двери есть, но нет водопровода, канализации, электричества. Школы переполнены, занятия идут в три смены: утром – девочки и малыши, днем – мальчики среднего возраста, вечером – старшеклассники. И все равно места не хватает. В школьных коридорах вешают грифельные доски и ставят парты, лишь бы уроки шли. Те, кто учатся, пусть даже в таких спартанских условиях, по большому счету – счастливчики.

Значительное число афганских детей не ходят в школу просто потому, что в округе ничего подобного нет. На вопросы любопытствующих журналистов они отвечают односложно: «Пока мы дойдем пешком до школы, занятия уже кончатся», «Если выехать в школу на осле ранним утром, доберешься только к полудню». Такая логистика явно не способствует распространению просвещения в одной из беднейших стран мира.

Пойти в школу и не умереть...

Источник фото: shutterstock.com

Еще один барьер на пути к свету знаний – необходимость работать. Около четверти из 13 миллионов афганских детей вынуждены зарабатывать деньги и помогать семьям сводить концы с концами. Для них на первом месте – хлеб насущный, а плоды просвещения – как получится. Хотя в Кабуле довольно много мальчишек, которые с утра работают на стройках или кирпичных заводиках, а вечером идут в класс. Для выполнения домашних заданий остается ночь. Но это мальчики. С девочками все еще сложнее.

Судьбы афганских девочек

Афганистан – страна крайне традиционная и патриархальная. Большинство населения вовсе не считает насущной необходимость образования девочек, пусть даже начального, которое сочли допустимым даже грозные талибы. Как уверяют чиновники местных органов образования, самый типичный ответ на вопрос, почему дочери не ходят в школу, звучит так: «У меня нет денег, чтобы купить карандаш сыну, а вы о дочери».

По официальным данным Министерства просвещения Афганистана, в школу не ходят 3,5 миллиона детей. 85% из них – девочки. Как следствие, уровень грамотности среди девушек гораздо ниже, чем среди юношей: 37% против 66%. Кстати, 66% и даже 37% грамотных среди молодежи – большое достижение. Если говорить об уровне грамотности в целом, то среди мужского взрослого населения грамотных 52%, и только 24% взрослых женщин-афганок умеют читать.

Еще одно препятствие на пути девочек в школу – дефицит специализированных школ для девочек и учителей-женщин. Многие родители считают недопустимым для дочерей посещение смешанной школы, даже если есть специальные классы для девочек, также считаются неприемлемыми занятия с учителем-мужчиной. Согласно местным обычаям, такие уроки могут повредить заключению брака, а именно раннее замужество считается оптимальным будущим для рядовой афганки.

Не только талибы или боевики ИГ стоят на пути именно девочек к знаниям. Очень часто даже соседи ведут себя непотребно, лишь бы отвадить девочек от школы.

Этот рассказ юной афганки приведен в докладе ЮНИСЕФ: «Мужчины приставали к маленьким девочкам, угрожали. Лапали нас и всякое другое делали, так что мы бросили [школу]. Это местные мужчины были, соседи, можно сказать. Никто их не пытался останавливать – такое со многими было. Много девочек ушли из школы из-за этого, больше сотни».

Такие рассказы можно услышать по всему Афганистану – от Кандагара и Джелалабада до Кундуза и Мазари-Шарифа.

Иногда распоясавшиеся местные жители в раже борьбы против того, что они считают «растлением» местных девушек, берут в руки склянки с кислотой. Вот еще один рассказ из отчета ЮНИСЕФ по ситуации со школьным образованием в Афганистане: «Это случилось на дороге прямо перед школой… Кое-кто из учениц без глаз остался: у них лицо было в ожогах… Вся семья решила, что наши девочки в школу ходить не будут…».

Во время описанного инцидента пострадали 15 школьниц, четверо – тяжело. И это не единичный эксцесс, признают местные власти и представители международных организаций, работающие в Афганистане.

Так что даже во время относительного затишья и резкого сокращения числа нападений на школы и учеников со стороны талибов поход школу в этой стране – по-прежнему подвиг. Ежедневный подвиг, который все же под силу миллионам афганских мальчиков и девочек, которые идут в школу, невзирая ни на что. И гибнут, как погибли 48 учащихся образовательного центра в Кабуле, когда террорист-смертник из ИГ взорвал себя во дворе школьного здания.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть