Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Образование

Защита и права детей в сфере образования

5 минут
4
(1)
06.09.2017

Тэги по теме:

Поделиться:

Источник фото: https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/teenager-boy-hold-mom-dad-drawing-615602741?src=gBstCr5KRjLELSN8bSurRA-1-6/

Ребёнок – это маленький индивид, которому нужно дать возможность нормально развиваться и чувствовать себя защищённым. При этом государство делает всё для того, чтобы максимально эффективно защитить права ребёнка в сфере образования, оберечь его от вредных посягательств со стороны злоумышленников, охранить возможность самостоятельно выражать свои мысли.

Оглавление

Нормативно-правовая база о защите прав детей в сфере образования

Защита детей в сфере образования осуществляется на основании следующих документов.

• Первым шагом в построении национальной системы детской защиты было подписание в 1992 году Конвенции ООН о правах ребёнка. В этот же год был издан президентский указ «О мерах по реализации условий конвенции». На основании положений данного указа было положено начало формированию новой системы решения наиболее злободневных проблем правовой защиты детей. Конвенция предусматривает всестороннюю защиту личности ребёнка от различных видов посягательств. Например, полная защита несовершеннолетнего от всевозможных посягательств на мнение, честь и репутацию, сексуального посягательства, различных форм насилия и жестокого обращения.

• Ответственность за всевозможные виды насилия в отношении детей, а также за преступления против семей предусматривает Уголовный Кодекс РФ.

• Права детей в образовательной среде поддерживаются специальным правовым актом «Об образовании». В этом основополагающем документе прописан принцип уважения человеческого достоинства детей и меры наказания, принятые в отношении педагогов за совершённое ими насилие в отношении ученика.

• Положениям данного нормативного акта полностью соответствует закон «О защите прав детей», еще один компонент нормативной базы, запрещающий всяческие виды насилия над несовершеннолетними.

shutterstock_394199542.jpg

Источник фото: https://www.shutterstock.com/ru/image-illustration/large-diverse-group-people-seen-above-394199542?src=gBstCr5KRjLELSN8bSurRA-1-5/

Принципы государственной политики в сфере образования

Социальная защита детей в сфере образования осуществляется на некоторых основополагающих принципах. Данные положения помогают лучше ориентироваться в ответвлениях государственной политики, а также сформировать у педагога и родителя правильное отношение к процессу образования ребёнка.

1. Главным принципом для построения правового и демократического общества является принцип гуманистического характера образования. Это означает, что ребёнок тоже является субъектом права. Педагог не только должен обучить ребёнка, но и подсказать ему возможный путь развития своей личности в жизни. Главное, чтобы ребёнок умел адаптироваться к стремительно изменяющемуся миру, смог рассмотреть нужные для себя перспективы.

2. Формирование единого федерального образовательного и культурного пространства, сопрягающегося с защитой культурных интересов в многонациональном государстве. Государство через систему образования должно создать такие условия, чтобы ни одна народность не чувствовала себя чужой в России, однако осознавала свою принадлежность к одной большой стране.

3. Принцип общедоступности образования. Вся система должна полностью соответствовать особенностям физического и психологического развития учащихся и воспитанников. Исходя из их способностей и потребностей, методические объединения и учителя подбирают такие методы, которые позволят им полноценно преподать всё содержание программы по предмету.

4. Принцип светского характера образования. Вся система знаний, получаемых в государственных учреждениях образования, не должна содержать признаков религиозного притеснения, а также навязывания какой-либо одной «государственной» религии.

5. Принцип свободы и плюрализма. Одно из важнейших положений сферы образования детей. Учащиеся должны чувствовать свою возможность нормально выражать мысли без опасения какого-либо преследования. Свободное высказывание всевозможных мыслей – это главная предпосылка формирования целостной и гармоничной личности.

6. Принцип государственно-общественного характера управления образованием. В нашей стране государство осуществляет управление образовательной политикой и создаёт все предпосылки для нормального функционирования процесса. При этом государство ориентируется на потребности общества при определении своей политики.

7. Принцип толерантного отношения к незащищённым группам населения. Финансовое состояние семьи не должно играть какой-либо роли в отношении к ученику и процессу его образования.

shutterstock_318442982.jpg

Источник фото: https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/childrens-educational-success-human-rights-concept-318442982?src=gBstCr5KRjLELSN8bSurRA-1-0/

Модели общественных институтов защиты прав ребенка в школе

Школа – это большой общественный механизм, который подобен по своему устройству небольшому государству. В нём существуют различные органы управления и принятия решений. От того, насколько эффективно налажен процесс управления напрямую зависит достижение учениками поставленных задач.

Наиболее полно осуществить социальную защиту прав детей в школе призваны так называемые модели общественных институтов. Это своеобразные копии реально действующих государственных организация, главная задача которых – защищать личность ребёнка и его интересы.

Модели общественных институтов защиты прав могут быть разделены на коллегиальные и индивидуальные.

  • Коллегиальные институты. Это Комиссия по разбору конфликтов, Суд Чести, Учреждение Омбудсмана, Примирительная комиссия, Совет Справедливых. Данные органы избираются всеми участниками образовательного процесса и помогают разбирать конфликты между учащимися и учителями.

  • Индивидуальный. Уполномоченный по правам учеников. Это человек, избирающийся всеми участниками образовательного процесса. Он также принимает деятельное участие в разборе споров и конфликтных ситуаций.

shutterstock_396661933.jpg

Источник фото: https://www.shutterstock.com/ru/image-illustration/young-husband-right-wrong-396661933?src=gBstCr5KRjLELSN8bSurRA-1-48/

Компетенция институтов защиты прав ребёнка в школе

Приведённые выше модели институтов защиты прав ребёнка в школе создаются далеко не для галочки. Они действительно должны функционировать и максимально полно выполнять свои функции. В их компетенцию входят следующие действия.

• Максимальная защита прав учеников.

• Рассмотрение, анализ и профилактическая деятельность по предупреждению жалоб и конфликтных ситуаций, которые произошли между учителями и прочими педагогическими работниками и учениками школы.

• Выработка положений и организация эффективного примирительного процесса между конфликтующими сторонами. Это способствует всеобъемлющей защите детей в сфере образования.

• Запуск и инициатива по проведению досконального дисциплинарного расследования в отношении учителей и прочих работников образования, которые нарушили права ученика.

• Распространение информации о свободах, защите и правах среди учащихся школы, а также помощь специальным службам в их правовом просвещении.

• Максимальная помощь учителям в деле правового и гражданского образования учеников.

• Выступление с докладами на Педагогических советах.

Данные компетенция институтов защиты прав позволит обеспечить максимальную защищённость ребёнка в стенах школьного учреждения.

shutterstock_129818786.jpg

Источник фото: https://www.shutterstock.com/ru/image-illustration/colorful-hands-forming-circle-129818786?src=gBstCr5KRjLELSN8bSurRA-1-40/

Особенности социальной защиты прав детей в сфере образования

Защита детей в сфере образования имеет свои собственные особенности, на которые нужно ориентироваться при построении грамотного и эффективного процесса обеспечения правовой поддержки учащихся.

1. Социальная защита детей – это полностью завершённая система, которая опирается на загодя созданную базу нормативно-правовых актов, а также нормально функционирующую организационную структуру, все компоненты которой нацелены на работу с различными группами населения.

2. Защита осуществляется по трём направлениям: сохранность семейных отношений; защищённость ребёнка в образовательном процессе; защищённость по месту проживания ребёнка.

3. Общественная защита детей базируется на некоторых стандартах. Например, на гарантированное бесплатное образование в школе, бесплатную медицину и обеспечение питанием, помощь в деле профессиональной ориентации и грамотного выбора сферы деятельности. Кроме того, государство гарантирует качественную социальную защиту ребёнка, а также способствует нормальной организацией процесса оздоровления.

4. Любой специалист, начинающий работать в школе, должен быть образован, владеть соответствующим аппаратом знаний, умений и навыков, а главное – работать в непосредственном контакте учениками.

Правовая поддержка детей в образовательной среде – это важное направление политики государства. Важно осознавать те принципы, на которых строится данная система, а также её особенности. Обеспечение правовой защиты должно осуществляться на всех уровнях системы образования.

Безусловно, правовые стандарты должны соответствовать требованиям сегодняшнего дня, максимально удовлетворять потребности как учеников, так и родителей. Это значит, что защита прав ребёнка в образовательной среде нуждается в постоянном развитии.

Тэги по теме:

Комментарии (1)

Дина12.10.2017

Как далеко зашел прогресс - защита и права ребенка в школе! Неужели действует? И существуют комиссии по разбору конфликтов, Суд Чести, Примирительная комиссия? Ну, ну, что то не слышала о таких, разве, что по телевизору...

Ответить Добавить ответ