Источник фото:
Примерно лет пять я воочию наблюдаю эксперимент, который поставила над собой и двумя своими детьми одна моя близкая подруга. Как раз пять лет назад ее старшая дочка начала конфликтовать с учителями. Сначала в одной школе, потом в другой. Мама в этих конфликтах всегда становилась на сторону дочери, как то и предписывает современная психология.
Поэтому виноваты были в школьных неурядицах ее девочки исключительно учителя, которые «придирались», «давали невыполнимые задания, не предусмотренные школьной программой», и – внимание! – ставили двойки даже тогда, когда результаты тестов девочка скачивала из Интернета.
Когда это повторилось уже и в третьей школе, моя подруга разочаровалась, так сказать, в существующей в России системе образования. Но на иностранную у нее денег не хватало. На частную школу тоже. Тем не менее она потеряла терпение и решила забрать дочь из школы вообще – перевести ее на домашнее обучение. Благо закон к этому времени был изменен и домашнее обучение разрешили не только для инвалидов, но и для вполне здоровых детей (о правовых особенностях домашнего обучения см. https://www.proaist.ru/ ).
Смелости ей придал тот факт, что она ждала третьего ребенка и планировала ближайшие три года провести дома с детьми. А потому надеялась проконтролировать весь процесс.
Старшая девочка к тому времени с грехом пополам окончила шестой класс (с тройками по всем предметам, кроме музыки, технологии и физкультуры, причем тройки по основным предметам были явно натянуты совместными усилиями мамы и презираемой ею школы). Младшая сестричка оканчивала третий класс. У нее таких проблем в школе пока не было, но и успехами она тоже не блистала. Так что мама решила забрать из школы обеих.
Источник фото:
Оргвопросы
К удивлению моей подруги, самым легким делом в вопросе перевода ее девочек на хоумскулинг оказалось то, что предполагалось самым трудным, а именно убедить школьное руководство отпустить ее дочек в свободный полет. Никто ей в этом не препятствовал, но и не поощрял.
Зато ее предупредили, что по закону именно семья, которая перевела детей на домашнее обучение, отвечает теперь за организацию учебного процесса и за то, чтобы дети получили знания, адекватные выдаваемым им школой аттестатам зрелости.
Кроме того, директор школы поставила мою подругу в известность о том, что помощь государства в обучении детей дома будет самой минимальной. Она ограничится выделением учебников и назначением времени сдачи контрольных тестов и лабораторных работ по некоторым предметам (в отличие от домашнего обучения детей с ограниченными возможностями, которым школа обязана обеспечивать еще и визиты учителей на дом).
Однако будущие трудности мою подругу не остановили. Тем более что дети и муж приняли нововведение с энтузиазмом. Вот только причины радужных надежд у родителей и детей оказались совершенно разными. Правда, выяснилось это намного позже.
Мама с папой надеялись, что дома под контролем взрослых девочки будут заниматься лучше, чем в школе. Что никто из «злобных училок» не посмеет портить им нервы своими глупыми придирками. А их девочки, оказывается, считали, что домашнее обучение позволит им не заниматься вообще. Или же сидеть над учебниками и уроками по самому минимуму.
Первые шишки
Неудивительно, что столь разные ожидания в итоге не могли не встретиться друг с другом именно таким образом, как они того и заслуживали. А именно в виде конфликта. Девочки никак не хотели заниматься по той обширной программе, которую наметила для них мама, размечтавшаяся о домашней учебной идиллии: она – по хозяйству, а дети сами по себе корпят над уроками.
Вышло, увы, совсем наоборот. Именно маме пришлось стать учителем девочек по всем школьным предметам со всеми вытекающими отсюда последствиями как для мамы, так и для мужа и детей. Погулять, поиграть вместе с детьми? Никак, надо срочно готовиться к следующим занятиям. Хозяйские дела подтянуть? Некогда. Все время уходит на обучение девочек по совершенно разным программам и предметам. Муж, естественно, тоже в загоне – иногда. Потому что свое свободное время он тоже тратил на организацию учебного процесса. Ведь родители искренне хотели, чтобы дети дома учились лучше, чем в школе.
С младшей девочкой вначале все было относительно просто: программа начальной школы не слишком сложная, и девочка при минимальных маминых усилиях осваивала ее довольно легко (во всяком случае, так казалось ее маме). Но вот со старшей сразу начались проблемы.
Источник фото:
По гуманитарным предметам мама справлялась с ролью учителя или куратора в общем-то неплохо, а дочка проявляла ранее несвойственные ей терпение и усидчивость. Но вот все естественно-научные предметы оказались трудноподъемными. Первые же контрольные тесты в школе это показали. И вторые тоже. И третьи. Дошло до того, что директор школы предупредила мою подругу, что может отозвать согласие на обучение детей дома, так как они явно не справляются со школьной программой (школа имеет на это право).
В общем, первый год учебы дома оказался для девочек комом. Для их родителей тоже. Иллюзии развеялись: школьная рутина пришла домой, а школьные успехи так и не появились.
Более того, вроде бы выученный материал дети быстро забывали, так как родители не владели методикой закрепления полученных знаний, связи их с массивом давно полученных данных, созданием межпредметных связей и так далее и тому подобное.
Это лишь кажется, что методика – вещь простая и понятная. Каждый урок в школе частично посвящен новому материалу, частично – закреплению старого. Почему бы не повторить такую схему дома? Ан нет, не получается... Недаром в педагогических вузах методике преподавания уделяется не меньше внимания, чем самому предмету.
Пришлось моей подруге нанимать репетиторов и тратить приличные деньги на то, что другие дети в обычной школе осваивали вполне сносно и вполне бесплатно. Да тут еще и третий ребенок родился – вообще стало не до дочкиных домашних уроков.
Первые успехи
Тем не менее сдаваться моя подруга не собиралась. И на следующий год ее личный эксперимент был продолжен. За лето она поднакопила опыта: часами сидела в разных чатах и форумах, лично списалась с мамами, чьи дети давно учились дома и показывали, по их словам, впечатляющие результаты. Обсуждала с дочками, что было в их домашней учебе так и что не так.
В итоге всем семейством они решили, что экстернат (а именно такую форму приобрела их учеба) – не для них. Что нужно искать школу, которая практикует дистанционное обучение. Школу нашли, договор заключили, деньги заплатили. Да-да, эта форма обучения оказалась платной, хотя и не сильно дорогой. И понеслось.
С тех пор в семье настала идиллия. Мама опять стала мамой, а не училкой, которая только и делала, что контролировала все дочкины дни. Папа перестал изображать из себя крутого математика и физика. Девочки получали задания дробными порциями, общались с педагогами по «Скайпу», сдавали тесты и развивались вроде бы вполне нормально.
Большим бонусом стало то, что они сами планировали свое учебное время и время отдыха. То есть занимались когда хотели и сколько хотели. Иногда могли целыми неделями учебников не открывать, иногда запоем проходили несколько тем подряд... Оценки на контрольных тестах и лабораторных работах также оказывались вполне приемлемыми.
Источник фото:
В общем, пришла пора гордиться общими успехами и достижениями и свысока поглядывать на замученных школьной обязаловкой сверстниц.
Облом подкрался незаметно
Все было хорошо, пока на горизонте у старшей девочки не замаячил девятый класс с его ГИА. Видимо, у мамы начали смутно брезжить какие-то сомнения, и она перед летними каникулами обратилась в старую школу своих дочерей, ту самую, из-за которой она и перевела их на домашнее обучение. Девочкам устроили серию зачетов и тестирований и выявили такие пробелы в знаниях, что мама схватилась за голову.
Как же так? Почему тесты в школе с дистанционным обучением всегда проходили на хорошо и отлично? Почему те же тесты в обычной школе ее старшая дочка практически завалила? Повторили тот же опыт с младшей, учившейся на три класса ниже. Результат оказался снова плачевным: по каким-то темам – отличные знания, по другим – полный нуль.
По просьбе моей подруги учителя государственной школы сравнили тесты, которые давали детям они, с теми, что предлагала «дистанционная» школа. Результат сравнения оказался равен результату тестирования. Какие-то темы были представлены в «дистанционных» тестах достаточно широко, какие-то отсутствовали совсем.
Можно предположить, что и дистанционное обучение было построено с теми же лакунами. Между тем и те и другие темы были обязательны для изучения в соответствии с утвержденными в России школьными программами.
Нашли разумный компромисс
Моя подруга упросила директрису старой школы принять ее дочек обратно на очное, вполне себе регулярное обучение. Такое, как у всех: скучное, нудное, но вполне эффективное для тех, кто может заставить себя учиться не по хотению, а по необходимости. Или кого родители могут заставить работать именно так.
Старая вольница для девочек оказалась в прошлом. Восприняли они это с огромным неудовольствием, особенно поначалу. И не только потому, что пришлось больше трудиться. Ведь впервые за несколько лет они получили возможность сравнивать себя, свои знания и умения не с самими собой вчерашними-позавчерашними, а со своими сверстниками, которые все это время «горбатились в школе, как идиоты».
Результат их не порадовал. Им было трудно отвечать у доски. Трудно формулировать свои мысли, когда на тебя смотрит весь класс и училка тоже, даже если эти мысли в голове наличествуют. Им было тяжело каждый день рано просыпаться, ходить в школу, выполнять домашние задания, чаще всего скучные и рутинные. У них не получалось наладить отношения с одноклассниками: там давно уже сложились свои группки, принимать в которые «чужачек» никто не хотел.
Источник фото:
Но хуже всего оказались занятия по отдельным предметам. У старшей – по физике и химии. У младшей страдала геометрия. Пробелы, накапливавшиеся длительное время, не получилось преодолеть с наскока. Девочки просто не понимали, о чем идет речь на уроках, и дома самостоятельно освоить эти темы тоже не могли. Соответственно, не умели решать задачи, доказывать теоремы, составлять формулы.
Их мама, признавшая свое поражение в борьбе за ученическое счастье своих дочек, в очередной раз поборола свою гордость и пошла за советом к директрисе. Та топтаться на чужих несчастьях не стала. Проявила мудрость и терпимость, посочувствовала. И помогла. Переговорив с каждым из предметников, подробно обсудив ситуацию, она посоветовала попробовать для девочек обучение смешанного типа. Большинство предметов они могут изучать в школе, ну а самые проблемные – дома. Но не самостоятельно, а под контролем репетиторов.
На том и порешили. Первые полгода репетиторы от моей подруги не вылезали: за короткое время надо было преодолеть существенное отставание, которое накапливалось два-три года. Да так, чтобы пройденный материал не был забыт через сутки после сдачи тестов или написания контрольных. Меня лично особенно поразила учительница химии. За три недели она прошла с девочкой двухгодичный курс химии буквально с нуля – и девочка все поняла и усвоила. Умеют же люди! Остальное время они всего лишь закрепляли результаты своей бури и натиска.
Примерно месяц назад девочки почти вернулись к обычному школьному графику. Репетиторы приходят лишь изредка, раз в полторы-две недели, чтобы проконтролировать процесс.
Через пару месяцев у старшей девочки ОГЭ. Чувствует она себя уверенно. Хотя нет-нет да и вспомнит о вольнице домашнего обучения, но «обратно» уже не хочет. Поняла, что свобода ленивой полузнайки гораздо хуже, чем полная занятость обычной ученицы.
Одно не совсем ясно: хватит ли этого настроя на последующие годы учебы в средней школе?..
Остается надеяться, что этот опыт хоть в чем-то поможет родителям, мечтающим «высвободить своего ребенка из-под государственной школьной системы».