Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Бесперспективность только в наших головах: история одного дома детей-инвалидов

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
20 апреля 19 в 13:10
Бесперспективность только в наших головах: история одного дома детей-инвалидов

Родители детей-инвалидов в панике: Министерство здравоохранения намерено принять новые правила реабилитации таких детей. Будет оценен "реабилитационный потенциал" для каждого ребёнка: благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный, неблагоприятный. Всё по науке, всё по международной шкале GMFCS (классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков). Но для нашего общества, традиционно пренебрегающего инвалидами, это может означать приговор для очень многих детей. Если их признают "бесперспективными", у Минздрава появится великий соблазн отказать несчастным в той помощи, которую они получают от государства бесплатно. Бесперспективный? Тогда тебе не нужны новая коляска, ходунки, специальная обувь, развивающие занятия и многое другое. Лежи и жди, пока перед тобой не раскроются врата рая. Там-то уж всё бесплатно. По-человечески ли это?

По-человечески ли это?

Да, по-человечески ли это? Такой вопрос вертится на языке, когда входишь в комплекс невысоких зданий на окраине Пскова. Рядом лесопарк, река Великая. Красота, особенно в хорошую погоду. Но перед крыльцом стоят автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов, а в вестибюле толпятся коляски. И праздничное настроение улетучивается.

Поначалу местные жители были крайне недовольны таким соседством: и тем, что немцы строят, и тем, что инвалиды сюда ездят. Мотивы простые: немцы – они враги и фашисты, инвалиды – слишком много им внимания, а здоровые в нищете живут.

Есть в Пскове дети, которые живут в семьях, некоторые даже в полных. Тем не менее счастливыми их не назовёшь. Это инвалиды с очень тяжёлыми врождёнными, часто множественными диагнозами, среди которых и умственная отсталость разной степени, и поражение опорно-двигательной системы. Родители не отказались от детей, но обучать их практически некому – ни одну из коррекционных школ такой ребёнок посещать не может, потому что он абсолютно не самостоятелен.

И всё-таки нашлись люди, которые стали помогать особым детям. С 1990-х годов здесь активно работают немецкие евангелические благотворительные организации, в частности – "Инициатива Псков". Когда немецкие гости в рамках различных акций примирения приезжали в страну, с которой когда-то так страшно воевали их деды, они искали разные формы сотрудничества. В Пскове они стали помогать инвалидам. Сегодня, по словам главы организации "Инициатива Псков" Дитера Баха, Псков – самый передовой город в России по работе с людьми, имеющими тяжёлые нарушения развития. Впервые вся жизнь такого инвалида сопровождается специалистами – от рождения до смерти, он не заброшен и не предоставлен сам себе.

В 1993 году администрация города и Евангелическая церковная община немецкого города Вассенберга учредили "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения". Построили его на южной окраине Пскова, в сосновом лесу, рядом с частными домиками. Как рассказывают сотрудники Центра, поначалу местные жители были крайне недовольны таким соседством: и тем, что немцы строят, и тем, что инвалиды сюда ездят. Мотивы простые: немцы – они враги и фашисты, инвалиды – слишком много им внимания, а здоровые в нищете живут. Но за 20 лет существования центра все проблемы сгладились, и с агрессивностью соседей инвалиды не сталкиваются уже очень давно.

Бесперспективность только в наших головах: история одного дома детей-инвалидов

Фотографии из личного архива автора

Дитер Бах, организатор Центра лечебной педагогики

Когда мне присвоили звание почётного гражданина Пскова, я понял, что нужно работать ещё больше, чтобы оправдывать это звание. Хотя мы с моими товарищами из Фонда "Инициатива Псков в Евангелической церкви Рейнланда" сделали немало: в Пскове нам удалось реализовать более 80 проектов и благотворительных акций, в основном для детей и детей-инвалидов. Прекрасный Псков, вечно стоящий на пограничье между Востоком и Западом, он стал моим вторым домом. Я видел военную хронику: город в оккупации, город под обстрелами. Сколько людей погибло во время войны, сколько стало инвалидами! И самые несчастные среди этого ужаса, конечно, дети. Я родился в 1932 году и войну помню. Она повлияла на моё желание стать пастором, но потом я понял, что просто молиться – этого мало. Надо помогать больным людям, особенно детям. Я всегда был за то, чтобы наши страны сближались, чтобы народы не жили во вражде. И если хотите, я пытаюсь своей службой искупить вину, которая лежала на всех немцах, даже моего возраста, за ту войну. И не случайно свою деятельность в Пскове много лет назад я начал с покаянного молебна от имени всей Германии.

Школа жизни для беспомощных

Центр – это школа, но не интернат, то есть дети-инвалиды живут дома, а здесь только учатся.

Дети учатся сами ходить или ездить на коляске в магазин, покупать продукты и одежду, считать деньги, получать пенсию и правильно её тратить, учатся тому, как позвать сантехника, электрика или социального работника – в общем, не пропасть в этом мире.

– Каждое утро наши автобусы заезжают за детьми и привозят их на уроки, – рассказывает заместитель директора, педагог-психолог Светлана Андреева. – А в три часа дня их развозят обратно. Обучение здесь бесплатное, поскольку мы – государственное учреждение. Каждый наш учитель и воспитатель – это профессионал в коррекционной педагогике. Они получают не слишком много, но никто не уходит отсюда из-за денег, только по особым обстоятельствам. Например, я здесь с самого начала – с 1993 года, и я не одна такая. Педагоги очень привязываются к своим подопечным, для которых они подчас – единственная, кроме семьи, нить, связывающая их с миром. Пока ребёнок в школе, мама может хоть полдня поработать, и это очень важно, ведь на одну пенсию по инвалидности не прожить. Важно и то, что родители ребёнка не чувствуют себя брошенными с их проблемами, они общаются между собой, а мы держим с ними очень тесную связь. Наша задача – чтобы навыки, которые мы прививаем детям, дома продолжали совершенствоваться, а без родителей это невозможно.

И этих, казалось бы, совершенно беспомощных инвалидов здесь обучают азам самостоятельной жизни. Светлана Андреева считает, что постоянная родительская опека в данном случае вредит ребёнку, он ничему не может научиться. А когда родителей не станет, куда ему деваться? Только в психоневрологический интернат. И чтобы отодвинуть призрак интерната как можно дальше, педагоги Центра учат детей жить в обществе. Для этого в городе куплены две большие квартиры, куда на несколько месяцев поселяются старшие дети-инвалиды, а при них – воспитатели. Дети учатся сами ходить или ездить на коляске в магазин, покупать продукты и одежду, считать деньги, получать пенсию и правильно её тратить, учатся тому, как позвать сантехника, электрика или социального работника – в общем, не пропасть в этом мире.

Бесперспективность только в наших головах: история одного дома детей-инвалидов

Фотографии из личного архива автора

Инвалидность работе не помеха

Через улицу от Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения – другое здание, тоже выстроенное при помощи немцев и тоже посвящённое самым незащищённым людям. Это "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Шмитца". Здесь получают профессию и потом работают те, кому ни за что не найти другую работу в современном Пскове. Такие мастерские – это совершенно новая форма работа с людьми с ограниченными возможностями.

В обществе живуче представление об инвалиде как о человеке, которого нужно не только оберегать, но и изолировать от обычной жизни.

Здесь не только получают трудовые навыки, важно также научить новеньких отвечать за свою деятельность, уметь планировать время, чтобы быть полноценным членом рабочего коллектива. Учатся и трудятся здесь разные инвалиды – кроме незрячих, потому что незрячим нужны особые условия, этим занимается Общество слепых. Конечно, особо тяжёлых здесь нет, скажем, человеку с мышечной атрофией или серьёзной формой эпилепсии работать невозможно.

Из нескольких отделений и цехов на 160 человек выходит продукция, внешне совершенно не отличающаяся от той, что можно купить на рынке или в магазине (кстати, у мастерских есть свой магазин в городе, и он весьма посещаем). Конечно, главный в цеху – это мастер, его беспрекословно слушаются работники-инвалиды, он отвечает за весь процесс, включая технику безопасности. Сотрудники посмеиваясь рассказывают, что время от времени они видят удивлённые глаза каких-нибудь проверяющих инстанций: мол, это же больные люди, а вы им даёте в руки иголку, молоток, они управляются со станками и разными агрегатами. Настолько в обществе живуче представление об инвалиде как о человеке, которого нужно не только оберегать, но и изолировать от обычной жизни.

Бесперспективность только в наших головах: история одного дома детей-инвалидов

Фотографии из личного архива автора

Швеи делают заготовки для детских зимних курточек – зимой, для постельного белья – летом. Поражает отделение деревообработки: 30 инвалидов делают всякие деревянные изделия – от табуреток и скворечников до садовых скульптур. В третьем цеху изготавливают картонные коробки, а в четвёртом – ремонтируют велосипеды и инвалидные коляски. В тёплое время года здесь выращивают овощи и фрукты – не только для своего стола, но и на продажу, зимой тут работает настоящий "свечной заводик", а к праздникам в оранжереях выгоняют разные цветы. В прачечном цеху берут заказы и от кафе, и от учебных заведений, да и от обычных псковичей работа поступает – выстирать, погладить, накрахмалить. Есть и другие отделения. Всё вместе – это небольшой городок для людей с ограниченными возможностями, где они не чувствуют себя обделёнными судьбой.

Татьяна Захарченко, мама Миши, выпускника Центра

– Мы проучились здесь 12 лет. По сути, в Центр приняли не только Мишу, но и нас, родителей, об этом могут сказать все родные детей-учеников. Мы попали в уникальный, потрясающий мир, где всё дышит теплом и заботой, где живут самые лучшие качества человеческой души. Тому, что здесь сделали с Мишей, нет названия. Педагоги открыли для нас нашего ребёнка. В каждом классе каждый год происходили свои открытия – от умения застёгивать пуговицы до навыка говорить "спасибо". Сам Миша не скажет, как ему нравилось в этом доме, он не умеет. Но красноречивее слов обо всём рассказывало то, каким ликованием и абсолютной радостью горели его глаза, когда он бежал на школьный автобус. У ребёнка, лишенного способности притворяться, при слове "школа" лицо начинало сиять от самой счастливой улыбки на свете… Здесь он был дома!

Бесперспективность только в наших головах: история одного дома детей-инвалидов

Фотографии из личного архива автора

Сотрудники Центра стали нам друзьями, единомышленниками, партнёрами. Они не только обучали Мишу. Они проживали с нами жизнь. День за днём. Дышали с нами, пропуская через себя наши невзгоды, трудности, горести и проблемы. На наш зов откликались мгновенно. А участие в решении разных вопросов было деликатным и профессиональным. На протяжении этих 12 лет они вели нас троих. Мы постоянно чувствовали, что сотрудники Центра с нами. Даже тогда, когда официально рабочий день заканчивался, даже тогда, когда на календаре каникулы. Ведь у ангелов-хранителей нет выходных. Бесценная поддержка родных, титанический труд педагогов и дружба с необыкновенными родителями необыкновенных детей помогали нашей семье сохранять главное – желание и стремление проживать каждый день достойно, не озлобляясь от непоправимости несчастья, не ожесточаясь от мучительной боли за судьбу ребёнка, не закрываясь в себе, а радуясь и ценя то, что у нас есть.

Надежда есть

Несмотря на тяжёлые увечья, которые судьба нанесла этим детям, многие из них не утратили способности радоваться жизни. Они занимаются творчеством: лепят, рисуют, занимаются керамикой и батиком, ухаживают за цветами и аквариумными рыбками, гуляют и даже участвуют в спортивных состязаниях. Они бывают на экскурсиях в городе, их приглашают на концерты и театральные представления, более того, многие ученики сами участвуют в постановках. Не у всякого здорового такая насыщенная жизнь. Шажок за шажком, эти дети продвигаются в своём развитии – благодаря самоотверженности педагогов и родителей. Скажем, мальчик с тяжёлым поражением нервной системы неспособен концентрировать внимание ни на чём, он корчится, тревожно кричит. Но педагог обнимает его, начинает что-то ласково говорить – и малыш успокаивается, а через пару минут уже пытается улыбнуться.

Здесь надеются, что чиновники от Минздрава одумаются и прекратят свои бесчеловечные опыты над инвалидами.

Несколько лет назад в Центре были построены новые здания, поскольку детей с инвалидностью, увы, не становится меньше, и сотрудники очень хотели расширить школьное отделение и организовать дошкольное. Это у них получилось блестяще. Центр имеет такую славу, что в Псков из других городов порой переезжают семьи с детьми-инвалидами, чтобы ребёнок мог здесь учиться. И никто здесь никогда не скажет, что кого-то из детей, даже самого тяжёлого, не стоит реабилитировать, как "безнадёжного". Уже который губернатор сменился на Псковщине, а отношение к Центру не меняется – его поддерживают на всех уровнях и всеми возможными способами. И здесь надеются, что чиновники от Минздрава одумаются и прекратят свои бесчеловечные опыты над инвалидами.

Татьяна Хмельник


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть