Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Как научить подростка отпускать проблемы и не крутить их все время в голове

Автор
Оксана Ласточкина
Оксана Ласточкина
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
1 мая 23 в 11:00
Как научить подростка отпускать проблемы и не крутить их все время в голове

Источник фото: benzoix на Freepik

Иногда люди чувствуют беспокойство, тревогу, и часто их посещают навязчивые мысли, от которых сложно избавиться. Тревога помогает увидеть угрозу, собрать все свои силы и преодолеть ее. Это чувство формируется еще в подростковом возрасте и становится постоянной чертой личности.

Навязчивые мысли вторгаются в сознание против нашей воли. Часто тревога появляется тогда, когда есть оценочное отношение к нашим действиям и поступкам. В подростковом возрасте особенно значимы социальное окружение и внешняя оценка. Если подросток постоянно возвращается к определенной мысли и не может переключиться на что-то другое положительное, то это уже не является нормой. Чтобы разобраться в причинах тревожности, детский психолог Ирина Хонина расскажет, как проявляется повышенная тревожность у детей и как стабилизировать их эмоциональное состояние.

Что такое руминация? 

Наверное, всем знакомо это состояние: когда предстоит значимое событие или серьезный разговор с другом / родителями / противоположным полом и мы переживаем, как оно пройдет. Мы начинаем предугадывать ход, последствия, тем самым себя накручивать. 

Мы раз за разом прокручиваем в голове действия и фразы: «Я скажу так, потом он скажет так, я отвечу так, тут он поступит вот так». Негативные мысли, которые мы бесконечно гоняем по кругу в голове, и есть руминация.

Мы все склонны к таким процессам, но когда это происходит у детей, начинаем переживать и беспокоиться. Очень часто подобные страхи и тревоги у подростков не имеют под собой реальной основы, поэтому с ними можно и нужно бороться, а не убегать от них. В зависимости от длительности состояния можно говорить о разных видах помощи. Для начала нужно определить причину тревоги: 

  • завышенные требования со стороны учителей/родителей,
  • завышенные требования к себе,
  • заниженная самооценка, когда собственные достижения кажутся незначительными по сравнению с остальными,
  • эмоциональное или физическое перенапряжение, истощение.

Эксперты выделяют несколько категорий симптомов тревоги, включая повышенную раздражительность, проблемы с концентрацией внимания, физиологические изменения, нарушение сна и возможные панические атаки. Уровень тревоги может повлиять на успех в учебе, а в случае панических атак может потребоваться медицинская помощь. Подростки могут жаловаться на головные боли, расстройство пищеварения, изменение привычек питания, сильную усталость, проблемы со сном, а также на частое сердцебиение, жар или дрожь, головокружение, затрудненное дыхание, онемение и боли в груди.

Самопомощь и помощь близких 

Невозможно избежать того, что ребенок столкнется с внешними и внутренними конфликтами, которые могут вызвать тревогу и страх. Подросток учится преодолевать проблемы и управлять своим состоянием, но взрослый должен помочь направить и поддержать ребенка в тревожных ситуациях, принимать его чувства и поделиться своими знаниями и опытом.

Прежде всего, чтобы помочь подростку разобраться в своих состояниях, взрослому необходимо самому озвучивать собственные чувства и позволять это делать ребенку.

Точных методов не существует, но родитель может научить подростка справляться с тревогой, научив его разным простым действиям для помощи самому себе в стрессовой ситуации.  

Первое, что нужно сделать, – поймать момент, когда ребенок начинает себя накручивать и входить в это состояние тревожности. Когда вы чувствуете, что вот-вот он потеряет контроль над собой и мысли унесут его в ту ситуацию, для начала можно попробовать игнорировать мысли, затем воспринимать их спокойно.

Принять свои эмоции – второй важный метод, которому нужно уделить время. Объяснить своему ребенку, что страх – это нормально. Не нужно его отталкивать и осуждать себя за него. Развитие эмоционального интеллекта заключается в понимании своих чувств, признании негативных эмоций и умении выражать их в конструктивной форме.

Третий метод – научите подростка фокусироваться на своих ощущениях. Разматывайте страхи вместе с ребенком: «А чего я боюсь?», «Что самое страшное?», «Почему я боюсь?», «Что я могу сделать, чтобы мне не было так страшно и тревожно?». Это поможет не уйти в свои мысли, представляя ужасное будущее, а оставаться в состоянии «здесь и сейчас».

Как научить подростка отпускать проблемы и не крутить их все время в голове

Источник фото: Racool_studio на Freepik

Важно снять тревожность. Пока ребенок будет оставаться в состоянии волнения, найти какое-то продуктивное решение не получится. Когда мы тревожимся, мы допускаем ошибки. В первую очередь стоит минимизировать нагрузки и стресс, которые однозначно ведут к ухудшению состояния. Поэтому, прежде чем искать решение, нужно снять тревожность. Наш психолог рекомендует:

  • Обратиться за помощью к близкому человеку, который положительно влияет в таких моментах. Позвонить или написать ему, выговориться, получить поддержку.
  • Выплеснуть напряжение физически: попрыгать на месте, пробежаться по комнате, отжаться, поприседать.
  • Сходить в душ. Вода помогает переключить состояние.
  • Сделать дыхательную гимнастику: очень медленно вдохните, задержите дыхание на несколько секунд и очень медленно выдохните.
  • Включить успокаивающую музыку. Хорошо, если у вас есть готовый плейлист, который успокаивает именно вас. Музыка имеет удивительное свойство менять наши эмоции. Она может вернуть вас в воспоминания и моменты, когда вы были счастливы, спокойны, умиротворены. 

Четвертый метод – продумать план действий. Когда вы сняли эмоциональный фон, можно сесть перед листом бумаги или открыть заметки в телефоне и расписать, что вы с подростком можете сделать в сложной психологической ситуации.  

Если эта тревога связана с событиями, которые только предстоят, выпишите аргументы и распишите: чего вы хотите достичь? какой цели? какие действия нужно выполнить для достижения цели? В этом случае правильно будет попытаться визуализировать победу. Представьте с ребенком, как он достиг успеха, проживите и прочувствуйте этот момент. Пусть подросток запомнит это чувство. Оно даст уверенность в своих силах, поможет не уходить в тревожное состояние и рассуждать здраво.

Хороший пример – серфинг. Когда человек боится, его ноги дрожат. Ему тяжело держать равновесие. Он думает, что сейчас упадет, и у него ничего не получается. Если же человек убирает страх, ему гораздо легче себя контролировать. Он ловит волну и ощущает радость, прилив сил, наслаждается процессом. Поэтому, как только будет накатывать состояние тревоги и руминации в будущем, сразу вызывайте это воспоминание, визуализируйте свой успех.

В тех же заметках или на том же листе бумаги стоит продумать план неудачи. Напишите ответы на вопросы: что плохого случится, если не получится достичь цели? что потеряете? насколько это критично по шкале от 1 до 5? Возможно, подросток придет к выводу, что ситуация вообще ничего не меняет и волноваться по ее поводу не стоило.

Совместная работа подростка и семьи над тревогой поможет снизить количество навязчивых мыслей у ребенка. Откровенные разговоры сближают, поэтому помните, что важно быть заботливым и понимающим родителем.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть