Источник фото: rawpixel.com на Freepik
Когда человек возводит границы, он пытается защититься, в том числе от негатива внешнего мира. Серьезные попытки проникнуть внутрь границ подростка обычно заканчиваются ссорой или конфликтом. Татьяна Коносова, психолог для детей и родителей, поделилась рекомендациями, как преодолеть замкнутость и укрепить контакт с подростком?
Подростковый возраст – новый этап в жизни ребенка, в котором мир становится неизведанным и непонятным. Каждый подросток справляется по-своему и использует разные механизмы и модели поведения. Однако у подростка отсутствуют ответы на вопросы, и он может проявлять признаки замкнутости.
Подростки могут замыкаться в себе в любом возрасте, это все индивидуально. Однако чаще всего это происходит в переходном возрасте, причем у девочек такой период начинается примерно в 11–12 лет и продолжается до 16–17 лет. У мальчиков немного позже – с 12–13 лет и до 18–20 лет. Это время, когда у подростков происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и когнитивном развитии, а также по-новому формируются социальные отношения со сверстниками и взрослыми.
Подростки могут замыкаться в себе по разным причинам, и в каждом конкретном случае причины разные и разбираться нужно индивидуально. Наш эксперт выделяет несколько распространенных факторов, которые могут привести к замыканию подростка в себе:
- Низкая самооценка. Подростки чувствуют себя неуверенно и сомневаются в своих умениях и способностях. Они могут бояться критики, неудач и отказов, поэтому предпочитают избегать общения с другими людьми и замыкаются в себе. Чем получать раз за разом критические отзывы, чем показаться хуже других, лучше спрятаться, стать невидимкой. Такой страх называется «Гадкий утенок».
- Социальная неуверенность. Подростки начинают бояться общения с другими людьми. Тот опыт, который они получили в своей жизни, часто подсказывает, что понимание, принятие и поддержка – это редкость, а вот обесценивание, оскорбление и навешивание ярлыков окружающими – в изобилии. Фразы от взрослых, которые могут сломать ребенка: «Мал еще рот-то раскрывать! А твоего мнения тут никто не спрашивал! Помолчи, пока взрослые говорят! Чья бы корова мычала!» А еще существует довольно сложная и порой жестокая подростковая среда со своей иерархией, законами и правом сильного. И лидерами там часто становятся дети, хорошо усвоившие уроки взрослых: «Тебя ударили – бей в ответ! Бей первым, чтобы боялись».
- Смена обстановки. Часто подростки замыкаются в себе после того, как пришлось поменять класс или школу. Они могут чувствовать себя некомфортно в новой среде или не уметь устанавливать контакт со сверстниками, поэтому предпочитают оставаться в одиночестве.
- Проблемы с коммуникацией. Подростки могут иметь трудности в общении из-за стеснительности, недостатка опыта или навыков общения. Их просто этому не научили! Это же так мучительно, чувствовать себя неспособным выразить свои мысли и желания, поэтому они и избегают общения с другими людьми.
- Отрицательный опыт общения. Если подросток имел отрицательный опыт общения в прошлом, такой как издевательства со стороны сверстников, неудачи в отношениях с мальчиком или девочкой, предательство и насмешки друзей, то он будет испытывать страх и тревогу перед общением со всеми окружающими людьми.
Замкнутый подросток vs подросток-интроверт
Замкнутый подросток и подросток-интроверт – это две разные категории людей. Замкнутость в себе – поведенческая модель, которая связана с трудностями в общении и чувством неуверенности в себе. А интроверсия – это склонность к внутреннему миру, где человек находит свою энергию и восстанавливает силы.
Знаете, самый простой способ понять это – расспросить родителей подростка или его учительницу начальных классов. Ребенок-интроверт еще в детском саду, дома и в начальной школе мог проводить много времени в одиночестве, предпочитать меньшее количество друзей, но оставаться уравновешенным и находить удовольствие в играх и интересных ему занятиях в уединении.
Источник фото: freepik
Подростковая замкнутость, как правило, ярко проявляется в пубертатный период и может иметь негативные последствия для ребенка, а точнее для его психологического и социального развития, может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
Если подросток замкнут в себе, он может испытывать грусть, тревогу, страх и страдать от одиночества. Но страх удерживает его от того, чтобы поделиться, попросить совета, узнать, какие шаги предпринять в той или иной ситуации. Подросток не всегда может сам справиться с негативными эмоциями, трансформировать их, зацикливается на переживании своих неудач и ошибок, и это может привести к развитию депрессии и другим психическим расстройствам.
Есть несколько поведенческих показателей, которые могут указывать на то, что подростку срочно нужна родительская помощь и поддержка:
- Резкие и непредсказуемые изменения в поведении. Если подросток меняет свое поведение, то это может быть признаком того, что он испытывает какие-то проблемы. Например, подросток постоянно молчит или категорически не хочет ходить в школу, перестает ходить на секции или кружки, которые ему раньше нравились и приносили удовольствие и радость.
- Бурно выражает отрицательные эмоции: кричит, плачет, швыряет вещи, хлопает дверьми. Если подросток начинает часто проявлять негативные эмоции, такие как гнев, раздражение или страх, то это может быть признаком того, что ему очень плохо.
- Изменения в учебном процессе. Если подросток начинает плохо учиться и показывает снижение успеваемости, то это может быть признаком того, что он испытывает стресс. Подростки, которые замкнуты в себе, могут также страдать от проблем с памятью и концентрацией внимания, что может сказаться на успехах в учебе.
- Самоповреждение или мысли о суициде. Если подросток начинает наносить себе телесные повреждения, такие как царапины или порезы, или выражает мысли о суициде, то это является серьезным признаком того, что ему нужна срочная помощь и поддержка.
- Изменения в еде и сне. Подростки, которые испытывают депрессию или тревогу, могут страдать от проблем со сном и аппетитом. Например, они могут перестать есть или, наоборот, начать есть слишком много. Они также могут испытывать проблемы с засыпанием или, наоборот, слишком много спать.
Если родители или учителя замечают подобные изменения в поведении подростка, важно обратить на это внимание и поднять вопрос о получении профессиональной помощи от детского психолога или психотерапевта.
Источник фото: freepik
Помощь от семьи
Каждый родитель в данной ситуации задается вопросами: как правильно общаться с подростком, который замкнулся в себе? Как не напугать, не настроить ребенка против себя и при этом оказать поддержку?
Ответ на первый вопрос: общаться с подростком нужно деликатно, с любовью и искренним интересом к его чувствам и переживаниям, а не к функционалу его обязанностей. Самое важное – сохранить теплые дружеские отношения со своим ребенком и принимать его со всеми его подростковыми изменениями.
Ответ на второй вопрос: постарайтесь понаблюдать за тем, как вы разговариваете с ребенком, какие фразы используете, с какими интонациями их произносите. Иногда именно в этот период мы, незаметно для себя, выходим из роли понимающего и принимающего родителя и играем роль строгого контролирующего начальника.
Наш эксперт рассказала, какую помощь взрослые могут предложить детям, которые замкнулись в себе:
- Расскажите сыну/дочке что-то из воспоминаний своей подростковой жизни: то, что чувствовали когда-то, о чем переживали, чего боялись. Как справлялись со всем этим, кто помогал и как? Личный опыт всегда располагает подростка к откровенным разговорам.
- Задавайте открытые вопросы, на которые ребенок не может просто ответить «да» или «нет». И не только про школу и уроки. Открытые вопросы могут начинаться со слов: «А вот представь себе, что было бы…», «Мне было бы интересно твое мнение о…», «Как ты думаешь, может получиться так...» и т. д.
- Важно не только задавать вопросы, но и активно слушать ребенка, чтобы понимать, что его беспокоит. Причем слушать, глядя на него, а не в телевизор или телефон. Иногда его поза, движения рук, выражение лица могут сказать о его чувствах больше, чем слова.
- Бережно относитесь к его самооценке, такой ранимой в этот период.
- Не ставьте знак равенства между оценкой личности подростка и его оценками в школе, чтобы не произошло подобной ситуации: когда ты получаешь пятерки – я тебя люблю и принимаю, а когда тройки и двойки – нет!
- Хвалите подростка даже за небольшие успехи и чаще говорите ему, что вы любите его таким, какой он есть. Кроме того, родители должны поощрять положительное поведение ребенка, приглашая его к участию в совместных играх, походах в кино и театр, мастер-классах, спортивных соревнованиях, но не настаивая на этом. Иначе это может быть воспринято ребенком как давление с вашей стороны и он еще больше закроется.
- Старайтесь находить общие темы для разговора и поддерживать интересы ребенка, при этом не навязывая своих взглядов и предпочтений. Проявите интерес к фильмам, сериалам, книгам, которые его интересуют. Здорово будет, если подросток захочет посмотреть их с вами вместе. Главное, не начать с первого кадра критиковать и обесценивать то, что ему нравится. Обсуждайте и спрашивайте, кто из героев фильма или сериала ему нравится и почему. Возможно, ему чем-то близки проблемы героев, это позволит вам лучше понять его.
Спрашивайте, а чего хочет ребенок и какая помощь, поддержка с вашей стороны ему может помочь. И даже если он скажет, что ничего не нужно, произнесите волшебную фразу: «Я здесь, я рядом, я готов тебе помочь и поддержать тебя во всем! Я тебя люблю!»
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!