Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Необщительность или стеснение: как помочь ребенку перебороть замкнутость

Автор
Оксана Ласточкина
Оксана Ласточкина
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
15 мая 23 в 11:00
Необщительность или стеснение: как помочь ребенку перебороть замкнутость

Источник фото: Freepik

Замкнутость ребенка может пугать и вызывать у родителей много вопросов. Ведь многие хотят, чтобы их дети были более общительными и открытыми. Во взрослой жизни замкнутому человеку сложнее устанавливать крепкие доверительные отношения с людьми, налаживать личную жизнь, подниматься по карьерной лестнице. Прогрессирующая неуверенность в себе, страх оступиться, невозможность самовыражения способны стать причинами повышенной тревожности, депрессивных состояний и других негативных последствий в будущем.

Замкнутость у ребенка может проявляться в разных формах. Некоторые дети становятся скрытными и молчаливыми, не желая общаться с окружающими. Другие могут проявлять агрессию и замкнутость, избегая контакта с другими людьми.

Очень важно отличать замкнутого ребенка от стеснительного. В первом случае у ребенка нет желания общаться – его нужно мотивировать на это общение и формировать понимание, для чего ему это нужно. При стеснительности малыш хочет общаться, но испытывает негативные эмоции от контактов с другими людьми. Психолог Ева Поткина рассказывает о том, как можно помочь замкнутому ребенку, а также об особенностях замкнутости. 

Причины замкнутости у ребенка

Всегда причины – это индивидуальная история каждого человека. Это касается и замкнутости, в особенности если данная черта прослеживается с детства. Если малыш сильно восприимчив к внешним раздражителям, обладает более спокойным характером – замкнутость также будет выступать защитным механизмом для сохранения и стабилизации его внутреннего мира. Ребенок становится закрытым под воздействием внешних факторов: методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Если же замкнутость возникла внезапно, а до этого ребенок был более открытым и общительным, то к наиболее распространенным причинам можно отнести следующие:

  1. Сильное эмоциональное потрясение. С помощью замкнутости дети переживают страх (смерти, потери, предательства), испуг (пугают природные явления, люди, животные). Причиной может стать эмоциональное и физическое насилие, травля, любое сильное эмоциональное потрясение для ребенка, а также невозможность поделиться им.

  2. Болезни. Плохое самочувствие тоже может способствовать возникновению замкнутости, поскольку как детям, так и взрослым в периоды проявления различных заболеваний необходимо аккумулировать силы, что может проявляться в эмоциональной отстраненности.

  3. Отношение родителей и атмосфера в семье. Родители – это первые люди в жизни ребенка, которые закладывают важный социальный фундамент для дальнейшего взаимодействия малыша с миром. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность не только разговаривать с родителями и получать обратную связь, интерес к нему, рефлексию и ответ на его эмоции, но и принятие его родителями вне зависимости от поведения. Все это влияет на то, как ребенок будет общаться с другими детьми и строить коммуникацию в более взрослом возрасте. Завышенные требования к малышу, постоянные упреки и критика в его адрес могут сформировать у него негативное отношение к себе из-за невозможности соответствовать этим требованиям.

Значимым фактором также являются взаимоотношения в семье. Если родители общаются друг с другом на повышенных тонах, ребенок может начать закрываться в себе и избегать социальных контактов не только с родителями, но и с другими людьми – из-за страхов и переживаний в связи с напряженной ситуацией в семье.

Необщительность или стеснение: как помочь ребенку перебороть замкнутость

Источник фото: Freepik

Как помочь малышу преодолеть замкнутость в себе?

  • Расширяйте круг общения малыша. Родители могут помочь и способствовать этому с детства – обязательно нужно социализировать ребенка. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если все происходит без давления, он начнет принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями. 
Помимо школы, это могут быть различные кружки, секции, которые будут направлены на достижение общей цели со своим коллективом (например, танцевальный коллектив). Родителям также следует проговаривать с ребенком затруднительные ситуации в общении в случае их возникновения.
  • Обеспечивайте ребенку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребенку местах, старайтесь держать его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж и делайте его ребенку перед сном.
  • Учите ребенка выражать чувства словами. Если он сидит у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте ребенку наводящие вопросы: «Что ты сейчас чувствуешь? Тебе грустно? Почему ты сейчас грустишь?» Предлагайте ребенку замещать негативные эмоции. В период грусти, например из-за дождливой погоды, предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира ее стоимость. Скорее всего, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребенок еще не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.

Дети, в связи с отсутствием в силу очень юного возраста анализа собственного поведения, вряд ли смогут помочь себе самостоятельно избавиться от необщительности, но можно попробовать.

Во-первых, для того чтобы стать более общительным, нужно хотеть общаться и взаимодействовать с другими ребятами. А во-вторых, важно знать основы коммуникации и уметь применять их в реальной жизни. Для этого подростку нужно научиться быть интересным собеседником – уметь слушать другого человека и задавать уточняющие вопросы, уметь рассказывать о себе и высказывать свое мнение, а также научиться располагать к себе людей: больше улыбаться, проявлять эмпатию (понимать, что за эмоции выражает собеседник и правильно на них реагировать) и больше вступать во взаимодействие с другими людьми.

Научиться общению можно, только общаясь. Самое главное – найти людей, с которыми подростку будет комфортно и которым будет комфортно с ним. Это можно понять по общению с ними – они не должны унижать его, а наоборот, поддерживать и подбадривать. 

Необщительность или стеснение: как помочь ребенку перебороть замкнутость

Источник фото: Freepik

«Слушать свое сердце»: как не зависеть от чужого мнения 

Подростки часто испытывают давление со стороны своих сверстников и окружающих. Они могут чувствовать себя неуверенно и бояться выделяться из толпы, тем самым замыкаться. Наш эксперт поделилась рекомендациями, которые научат подростка не обращать внимания на мнение окружающих и быть уверенным в себе.

  1. Скажите тинейджеру не думать о том, что о нем говорят другие люди. Важно объяснить из взрослой уверенной позиции, что это абсолютно не важно – согласны или не согласны другие люди с его мнением. Он имеет право на свое мнение.

  2. Обсудите с подростком, что он не может контролировать поведение других людей. И если кто-то негативно оценивает то, что он делает или как себя ведет, это не значит, что так и есть на самом деле. Человек просто высказывает свое мнение так, как он привык.

  3. Объясните, что, критикуя, люди часто апеллируют к своим недостаткам; хотят специально задеть, так как чувствуют себя некомфортно или просто не умеют выражать свои чувства по-другому. Сказанные слова могут абсолютно не соотноситься с ним. Это важно помнить: люди часто видят в нас то, что хотят видеть в себе, или критикуют за то, что мы себе разрешаем делать.

  4. Научите подростка защищать свои границы. Обучите его фразам, которые необходимо применять в процессе диалога. Например, если его уговаривают сделать то, что он не хочет, можно тренироваться говорить жесткое «нет».

  5. «Один на миллион». Подростку нужно объяснить, что каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны. Не стоит стремиться быть похожим на других или следовать за толпой. Важно быть самим собой и проявлять свою индивидуальность.

Самое главное – научить подростка ошибаться. Дать ему это право на ошибку. Ведь только методом проб и ошибок мы учимся. Если подростку не страшно ошибиться – он тогда не осознает, что любая неудача в общении или высказанное не вовремя мнение – это фатальная ошибка. Он понимает: «Да, сейчас я сказал что-то невпопад, но это не страшно».

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть