Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Советские учебники для будущего

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
30 октября 17 в 00:00
Советские учебники для будущего

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Сейчас учителя-энтузиасты адаптируют старые советские учебники для современной России, потому что считают, что нынешние учебники – отстой, а старинные, «сделанные в СССР», – это уникальный педагогический текст, обучающий читать, считать и писать правильно. Тогда как современные учебники не помогают, а мешают детям в этом трудном деле.

 После крушения СССР учебники писали, переписывали и переиздавали множество раз. Как будто методики преподавания арифметики и русского языка меняются даже не раз в год, а раз в месяц.

К современным учебникам претензий более чем достаточно. Общественная палата РФ только кинула клич присылать жалобы в рамках проекта «Народная экспертиза учебников» – и тут же получила более трехсот ссылок на ошибки и прочие безобразия в книжках для школьников. Чаще всего родители жалуются на «этические» ошибки.

Однако 30% жалоб приходится на фактологические ошибки: неверные подписи, сумятицу в датах, путаницу с именами и странные задания по русскому языку.

Интернет-мемом стала арифметическая задачка про фонарики: «Саша и Маша клеили фонарики. Маша сделала 8 фонариков, Паша – 13. Сколько всего фонариков смастерили ребята?». Мем сопровождается ироничной подписью: «К черту фонарики, куда пропал Саша?!».

Дизайн и Fibonacci нам в помощь

Советские учебники для будущего

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

После крушения СССР учебники писали, переписывали и переиздавали множество раз. Как будто методики преподавания арифметики и русского языка меняются даже не раз в год, а раз в месяц. Сейчас тоже идут разговоры о том, что современный российский учебник остался в 80-х. Все учебные книги катастрофически далеки от детей и современного контекста, написаны и визуально спроектированы на языке прошлого. А дети очень сильно поменялись: у них невероятная скорость мышления, но они не умеют интерпретировать абстрактные образы, быстро устают от информации, не могут долго концентрироваться на чем-то одном.

 Дети обучаются разнообразным приемам устного счета, смело оперируют в уме с несколькими трехзначными числами, что чрезвычайно расширяет пространство ума, делает его глубоким.

Новаторы считают, что проблему можно решить с помощью современных методик – скажем, модульно-пропорциональной системы Fibonacci, где в книгах имеет значение все: формат, шрифты и их размерности, изображения, вес, качество бумаги, типы отделки, колористика изображений. Все это, считают адепты «осовременивания» дизайна учебников, поможет детям справиться с переизбытком информации в современных учебниках, запомнить ключевую информацию, выделить ее из того огромного объема текста, который есть в учебнике. А тот факт, что лишнего текста много, они, безусловно, признают.

Новое – хорошо забытое старое

Учителя – сторонники возвращения старых учебников уповают не на дизайн, а на педагогику, на старые советские учебники. Они уверены, что эти книги были гармоничны и полезны именно как педагогический и дидактический комплекс. Главный аргумент звучит так: дети, которые учились по ним, никогда не писали: «осторожно – сход снега с крышЫ», «требуются вАдители», «чОрные бАтинки или «мАлАко», они не хватались за калькулятор, чтобы посчитать оставшиеся дни до зарплаты.

Они уверены, что современная школа с ее противоестественными «развивающим» и «компетентностным» подходами стала фактором психического и физического риска для ребенка. При этом школьнику трудно не потому, что материал сложный, а потому, что само содержание учебного материала и дидактические способы его подачи не учитывают природу ребенка, скажем, отсутствие до определенного возраста абстрактного мышления. То есть говорят о том же, о чем и сторонники «дизайнерского» улучшения учебников.

 Исчезли из задачек и упражнений по русскому языку пионеры, колхозы, лошади в обозах. Им на смену пришли телевизоры, фломастеры, автомобили и планшеты.

Обучение должно выстраиваться так, чтобы школьник понимал сам то, чему его учат, мог сам решить задачу, заданную на дом. Именно так все и было, когда дети учились по советским учебникам. Домашние задания тогда не превращались в занятие для всей семьи.

Обучение математике, согласно этим книгам, традиционно начинается с арифметики – фундамента всей математической науки. Дети обучаются разнообразным приемам устного счета, смело оперируют в уме с несколькими трехзначными числами, что чрезвычайно расширяет пространство ума, делает его глубоким. По современным программам дети уже двузначные числа начинают складывать столбиком на бумаге. Потому и нужен потом калькулятор. Некоторые современные программы вообще предлагают детям пользоваться калькулятором с первого класса.

В программе чтения и письма обучение представляет собой целостную филологическую систему «погружения» в родной язык, которая дает возможность установить в детском сознании единство языка, речи и литературы. Нет никаких новаций с транскрипциями в начальной школе, из-за которых, собственно, нынешние дети пишут «кАрова» и будут так писать до старости.

Адаптировать и внедрить

Советские учебники для будущего

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Переработка и адаптация потребовалась минимальная. Более современное оформление и дизайн. Исчезли из задачек и упражнений по русскому языку пионеры, колхозы, лошади в обозах. Им на смену пришли телевизоры, фломастеры, автомобили и планшеты.

Учителями-энтузиастами собраны, переработаны, адаптированы и при поддержке РВС (Родительского Всероссийского сопротивления) переизданы практически все необходимые в начальной школе учебники, составлены поурочные планы, методические разработки, хрестоматии, имеется большой корпус дополнительной литературы для внеклассной работы.

Более того, несколько десятков школ по всей России уже работают по этим пособиям.

Кстати, преимущества старых советских учебников признают и многие ученые. Как уже давно писал член-корреспондент РАН и экс-директор Пушкинского Дома Николай Скатов: «Сейчас все чаще специалисты утверждают, что, оказывается, учебник Щербы по русскому языку все-таки перекрывает все новейшие учебники, и, кажется, пока мы бесшабашно предавались математическим экспериментам, умные израильтяне обучали своих детей алгебре по нашему хрестоматийному Киселеву».

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть