Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Учись, студент! А лучше — плати…

Автор
Сергей Ачильдиев
Сергей Ачильдиев
Литератор
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
8 июля 17 в 17:32
Учись, студент! А лучше — плати…

Источник фото: https://www.pexels.com/

С каждым годом в вузах всё меньше бесплатных мест, а на платные — цена всё выше. Это усиливает социальное расслоение молодёжи, снижает её образовательный уровень, а кроме того, выталкивает молодых за границу.

Барьерный бег для абитуриентов

Июль в России — самый жаркий месяц. И для юных абитуриентов, у которых в этом месяце из всех наук важнейшей становится одна — как попасть в тот самый-самый нужный вуз. И для мамочек и папочек, которые ради своего любимого чада готовы, конечно, на всё, но платного обучения боятся как огня, потому что иной университет способен даже семью вполне среднего класса отбросить к порогу бедности. 

Между тем, с каждым годом как студентов, так и бюджетных мест в российских вузах становится всё меньше. Вот цифры: в 2008/2009 учебном году на 10 тысяч россиян приходилось 442 студента, а год назад — уже 418. В позапрошлом учебном году было 288 тысяч бюджетных мест, а в прошлом — лишь 275 тысяч.

Учись, студент! А лучше — плати…

Источник фото: https://www.pexels.com/

Таковы данные Росстата. Недавний глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, правда, пытался утверждать, что на самом деле «публикация о сокращении мест в вузах является провокацией», и обещал — «в будущем никаких сокращений не будет». Но не сбылось. И обучение в высшей школе на коммерческой основе тоже продолжает расти.

 Теперь в лучших вузах страны стали учиться дети из такой далёкой глубинки, откуда прежде, в том числе при советской власти, никого в этих вузах и в глаза не видывали.
 
Сегодня у нас много говорят о демографических проблемах. При этом все обсуждения в основном сводятся к тому, как надо влиять на рост рождаемости, укрепление здоровья и повышение продолжительности жизни. Всё это правильно и замечательно. Однако не менее важны и качественные показатели: возможность граждан приобщиться к культурным ценностям, раскрыть свои способности и таланты, и прежде всего, конечно, — иметь доступ не только к среднему, но и к высшему образованию. 
 
В этом смысле ЕГЭ, кто бы как его ни ругал, сыграл благотворную роль. Теперь в лучших вузах страны стали учиться дети из такой далёкой глубинки, откуда прежде, в том числе при советской власти, никого в этих вузах и в глаза не видывали. Тогда надо было отправить ребёнка за тридевять земель, вложив в такое путешествие подчас все семейные деньги, а риск оказывался неоправданно высок — ну-ка попробуй девочка или мальчик из глухой провинции соперничать на вступительных экзаменах со сверстниками, окончившими московскую или ленинградскую школу! С появлением ЕГЭ стало возможным, сидя где-нибудь в Благовещенске, подать документы в московскую Тимирязевку или в петербургскую фармакадемию и к началу сентября приезжать учиться. 

Однако нынче вместо прежнего «провинциального» барьера возник другой — «коммерческий». И это как раз тот самый случай, когда хрен редьки не слаще.

А как у них?

Нынешняя глава министерства Ольга Васильева считает, что «в системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество». При этом министр даёт понять — проблема доступности уже успешно решена. Потому что «в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест».

Учись, студент! А лучше — плати…

Источник фото: http://www.freepik.com/

Но в реальности это не так. Во-первых, нынче на выпускников приходится не 57 мест, а меньше, ведь в вуз имеют право поступать и демобилизованные после срочной службы в армии, и выпускники профессиональных колледжей, техникумов да и просто любой, кто окончил школу в прошлые годы, но теперь по тем или иным причинам решил получить высшее образование. А во-вторых, что бы министр ни говорила о том, как много в вузах бюджетных мест, коммерческие места ведь тоже не пустуют, хотя любой из тех, кто их займёт, с радостью был бы бюджетником…

Предвижу возражение: в Америке, например, вообще почти всё высшее образование платное. Это правда. Но не вся. Сами платят за университетскую учёбу ребёнка только богатые родители. (Богатых там, кстати, гораздо больше, чем в России, но при этом они предпочитают свои вузы, а не иностранные.) А все остальные студенты учатся или по беспроцентному кредиту, который с годами надо будет погасить, или по целевому гранту — выпускник должен будет вернуться в штат или город, оплативший его учёбу, и, в соответствии с контрактом, отработать столько-то лет и в таком-то месте.

 В Финляндии высшее образование бесплатное. Причём до последнего времени оно было полностью бесплатным не только для граждан этой страны, но и для иностранцев, в том числе для россиян (сейчас введены некоторые ограничения).

А вот в Финляндии высшее образование бесплатное. Причём до последнего времени оно было полностью бесплатным не только для граждан этой страны, но и для иностранцев, в том числе для россиян (сейчас введены некоторые ограничения). И в Германии оно бесплатное. Можно даже получать стипендию, правда, потом её тоже надо будет полностью вернуть, но, к счастью, тоже без процентов.

Есть и другие страны, где обучение в большинстве вузов бесплатно как для своих студентов, так и для иностранных (только из Евросоюза) — Швеция, Дания, Норвегия.

Подсчитайте — прослезитесь

Догадаться, почему вдруг в России ввели частичную коммерциализацию высшего образования, нетрудно. У государства попросту не хватает средств на полноценное финансирование вузов. Так, в этом году, несмотря на то, что формально расходы федерального бюджета на образование остались на том же уровне, по факту, если вспомнить об инфляции, они вновь сократились.

Учись, студент! А лучше — плати…

Источник фото: https://www.pexels.com/

Но таких объяснений от руководителей Минобрнауки вы не услышите. Они опять будут ссылаться на зарубежный опыт и говорить, что коммерческие места — это для абитуриента дополнительный выбор … Да и вообще, что плохого в частичном платном высшем образовании? Если платишь — значит, тебе это очень нужно, ты будешь старательнее учиться и полученные знания станешь ценить выше.

В Америке и в теории это, может, и так. Но в нашей практике чаще всё по-другому. Обычно платят родители, а их чадо считает, что раз предки внесли бабки, ему обязаны (!) дать знания, и он будет таким же (!) специалистом, как любой бюджетник. А кроме того, он знает, что, как бы плохо ни учился, его не отчислят. Если на студентов-бюджетников существует утверждённый министерством процент отчислений за неуспеваемость, то для студентов-платников такого процента нет и быть не может.

 Отчислять студента, взятого в вуз “ради денег”, нецелесообразно по экономическим причинам, хотя порой его просто необходимо отчислить хотя бы из соображений репутации самого вуза.

«Отчислять студента, взятого в вуз “ради денег”, нецелесообразно по экономическим причинам, хотя порой его просто необходимо отчислить хотя бы из соображений репутации самого вуза», — подтверждает эксперт в сфере высшего образования, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. 

Конечно, далеко не каждый студент-платник учится через пень колоду, но, согласитесь, соблазн крайне велик, тем более для юных, неокрепших душ.

И вот вам печальный итог: сиюминутные выгоды для государства и конкретных высших учебных заведений в перспективе оборачиваются убытками, причём не только материальными, но и моральными.

Во-первых — для самих выпускников, часть которых начинают трудиться, не обладая нужными знаниями и компетенциями. Зато выучили другой урок: коли за деньги приобретается диплом, то есть официальное признание государством твоего ума, профессионализма и социального статуса, то почему нельзя купить и всё остальное?

Во-вторых — для тех, кто пользуется плодами их работы. Не дай вам Бог попасть к такому врачу, школьному учителю, инженеру, адвокату… Разве мы не слыхали про строителей, чьи крыши в торговых центрах проваливаются после первого снегопада, про пилотов гражданской авиации, умеющих в экстремальной ситуации только матюгаться, про докторов, наконец, которым апломб заменяет знание анатомии!..

А в-третьих — для самого государства, где миллионы людей хотя и имеют высшее образование, но оно весит столько же, сколько картонка-диплом.

Однако на самом деле всё это ещё полбеды. Вторая её половина в том, что семьи даже не с такими уж большими средствами всё чаще предпочитают отправлять своего отпрыска на учёбу не в российский университет, а в зарубежный. Обходится это зачастую в такие же суммы, а, бывает, и дешевле, зато диплом будет конвертируемым.

Да, пока таких случаев не так уж много: в одних странах учатся несколько сотен наших студентов, в других — несколько тысяч. Но это, повторяю, пока. Будет больше. И почти все они, как показывает нынешняя практика, останутся жить и работать за границей.

Вернусь к тому, с чего начал свои заметки. При решении демографических проблем качественные показатели неотделимы от количественных. Причём друг на друга они влияют как в положительном смысле, так и в отрицательном.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть