Источник фото:
С каждым годом в вузах всё меньше бесплатных мест, а на платные — цена всё выше. Это усиливает социальное расслоение молодёжи, снижает её образовательный уровень, а кроме того, выталкивает молодых за границу.
Барьерный бег для абитуриентов
Июль в России — самый жаркий месяц. И для юных абитуриентов, у которых в этом месяце из всех наук важнейшей становится одна — как попасть в тот самый-самый нужный вуз. И для мамочек и папочек, которые ради своего любимого чада готовы, конечно, на всё, но платного обучения боятся как огня, потому что иной университет способен даже семью вполне среднего класса отбросить к порогу бедности.
Между тем, с каждым годом как студентов, так и бюджетных мест в российских вузах становится всё меньше. Вот цифры: в 2008/2009 учебном году на 10 тысяч россиян приходилось 442 студента, а год назад — уже 418. В позапрошлом учебном году было 288 тысяч бюджетных мест, а в прошлом — лишь 275 тысяч.
Источник фото:
Таковы данные Росстата. Недавний глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, правда, пытался утверждать, что на самом деле «публикация о сокращении мест в вузах является провокацией», и обещал — «в будущем никаких сокращений не будет». Но не сбылось. И обучение в высшей школе на коммерческой основе тоже продолжает расти.
Сегодня у нас много говорят о демографических проблемах. При этом все обсуждения в основном сводятся к тому, как надо влиять на рост рождаемости, укрепление здоровья и повышение продолжительности жизни. Всё это правильно и замечательно. Однако не менее важны и качественные показатели: возможность граждан приобщиться к культурным ценностям, раскрыть свои способности и таланты, и прежде всего, конечно, — иметь доступ не только к среднему, но и к высшему образованию.
А как у них?
Нынешняя глава министерства Ольга Васильева считает, что «в системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество». При этом министр даёт понять — проблема доступности уже успешно решена. Потому что «в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест».
Источник фото:
Но в реальности это не так. Во-первых, нынче на выпускников приходится не 57 мест, а меньше, ведь в вуз имеют право поступать и демобилизованные после срочной службы в армии, и выпускники профессиональных колледжей, техникумов да и просто любой, кто окончил школу в прошлые годы, но теперь по тем или иным причинам решил получить высшее образование. А во-вторых, что бы министр ни говорила о том, как много в вузах бюджетных мест, коммерческие места ведь тоже не пустуют, хотя любой из тех, кто их займёт, с радостью был бы бюджетником…
Предвижу возражение: в Америке, например, вообще почти всё высшее образование платное. Это правда. Но не вся. Сами платят за университетскую учёбу ребёнка только богатые родители. (Богатых там, кстати, гораздо больше, чем в России, но при этом они предпочитают свои вузы, а не иностранные.) А все остальные студенты учатся или по беспроцентному кредиту, который с годами надо будет погасить, или по целевому гранту — выпускник должен будет вернуться в штат или город, оплативший его учёбу, и, в соответствии с контрактом, отработать столько-то лет и в таком-то месте.
Есть и другие страны, где обучение в большинстве вузов бесплатно как для своих студентов, так и для иностранных (только из Евросоюза) — Швеция, Дания, Норвегия.
Подсчитайте — прослезитесь
Догадаться, почему вдруг в России ввели частичную коммерциализацию высшего образования, нетрудно. У государства попросту не хватает средств на полноценное финансирование вузов. Так, в этом году, несмотря на то, что формально расходы федерального бюджета на образование остались на том же уровне, по факту, если вспомнить об инфляции, они вновь сократились.
Источник фото:
Но таких объяснений от руководителей Минобрнауки вы не услышите. Они опять будут ссылаться на зарубежный опыт и говорить, что коммерческие места — это для абитуриента дополнительный выбор … Да и вообще, что плохого в частичном платном высшем образовании? Если платишь — значит, тебе это очень нужно, ты будешь старательнее учиться и полученные знания станешь ценить выше.
В Америке и в теории это, может, и так. Но в нашей практике чаще всё по-другому. Обычно платят родители, а их чадо считает, что раз предки внесли бабки, ему обязаны (!) дать знания, и он будет таким же (!) специалистом, как любой бюджетник. А кроме того, он знает, что, как бы плохо ни учился, его не отчислят. Если на студентов-бюджетников существует утверждённый министерством процент отчислений за неуспеваемость, то для студентов-платников такого процента нет и быть не может.
Конечно, далеко не каждый студент-платник учится через пень колоду, но, согласитесь, соблазн крайне велик, тем более для юных, неокрепших душ.
И вот вам печальный итог: сиюминутные выгоды для государства и конкретных высших учебных заведений в перспективе оборачиваются убытками, причём не только материальными, но и моральными.
Во-первых — для самих выпускников, часть которых начинают трудиться, не обладая нужными знаниями и компетенциями. Зато выучили другой урок: коли за деньги приобретается диплом, то есть официальное признание государством твоего ума, профессионализма и социального статуса, то почему нельзя купить и всё остальное?
Во-вторых — для тех, кто пользуется плодами их работы. Не дай вам Бог попасть к такому врачу, школьному учителю, инженеру, адвокату… Разве мы не слыхали про строителей, чьи крыши в торговых центрах проваливаются после первого снегопада, про пилотов гражданской авиации, умеющих в экстремальной ситуации только матюгаться, про докторов, наконец, которым апломб заменяет знание анатомии!..
А в-третьих — для самого государства, где миллионы людей хотя и имеют высшее образование, но оно весит столько же, сколько картонка-диплом.
Однако на самом деле всё это ещё полбеды. Вторая её половина в том, что семьи даже не с такими уж большими средствами всё чаще предпочитают отправлять своего отпрыска на учёбу не в российский университет, а в зарубежный. Обходится это зачастую в такие же суммы, а, бывает, и дешевле, зато диплом будет конвертируемым.
Да, пока таких случаев не так уж много: в одних странах учатся несколько сотен наших студентов, в других — несколько тысяч. Но это, повторяю, пока. Будет больше. И почти все они, как показывает нынешняя практика, останутся жить и работать за границей.
…Вернусь к тому, с чего начал свои заметки. При решении демографических проблем качественные показатели неотделимы от количественных. Причём друг на друга они влияют как в положительном смысле, так и в отрицательном.