Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Образование

Метапредметное обучение

5 мин
363
(1)
04.07.17

Автор

Татьяна Хмельник

Татьяна Хмельник

Публицист

Тэги по теме:

Поделиться:

Даже люди с гуманитарным образованием встают в тупик, когда им начинаешь говорить о школьном метапредметном обучении. Что уж говорить о тех, кто прочно забыл свою среднюю школу как что-то крайне неприятное, как аппендицит или служба в армии. Тем временем, метапредметный подход заложен в основу новых стандартов обучения, применяется в некоторых школах и имеет столько же сторонников, сколько и недоброжелателей. Родителей будущих школьников просто обязаны знать, что это за новый метод такой!

 Чтобы изучить корову, надо подоить её

Метапредметное обучение - это создание целостной картины мира в сознании ребёнка, когда у детей формируется подход к изучаемому предмету как входящему в единую систему знаний о мире.

Метапредметное обучение

Таким образом, предметы, как будто далёкие друг от друга, оказываются соединёнными горизонтальными связями. Например, изучает класс стрекоз. А чем они питаются, стрекозы эти? Сразу даются сведения по химии и по ботанике. Как у них устроены сетчатые глаза и почему стрекоза может висеть в воздухе неподвижно? Здесь подключается физика. Всё это - в сочетании с математикой. А где живут стрекозы? Тут мы привлекаем сведения из географии. Когда стрекоз начали изучать? Отсюда начинается погружение в историю - от Карла Линнея и арабских трактатов до последнего слова биологии, от медицинских исследований до разработок летательных аппаратов. Всё, с чем связано стрекоза, так или иначе будет упомянуто.

Что-то подобное было в США в начале XX века, когда расцвела прагматическая школа Джона Дьюи и его последователей. Как не без язвительности отметила в своём знаменитом романе "Убить пересмешника" Харпер Ли, описывая провинциальную американскую школу, детям внушали, что знания должны быть практическими: "Чтобы изучить корову, надо подоить её". Философ и педагог, Дьюи стоял у начала создания школ-лабораторий, где ребёнок не столько учился, сколько воспитывался, а воспитать надо быть личность, умеющую приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Академическим знаниям в этом случае придавалось подчинённое значение. Воспитание должно было идти практическим путём, как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Дьюи писал: «Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

 Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания

Разумеется, не вся Америка приняла учение доктора Дьюи на веру, были и ярые противники этого метода, которые упорно наполняли головы своих учеников серьёзными познаниями. Увы, не все ученики полученными знаниями умели пользоваться и те оседали порой мёртвым грузом в их головах. С другой стороны, ученики школ Дьюи часто не получали тех систематических знаний, которые могли бы усвоить по своим умственным способностям, они восполняли (или не восполняли) этот пробел уже потом, во взрослой жизни.

 Обучение как полная голова гвоздей

Метапредметный подход в образовании был призван решить проблему разобщённости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов и в России в 1920-х годах, то есть немногим позже начала учения Дьюи. Впрочем, в Советской России был всплеск очень интересных начинаний - как в педагогике, так и в науке, в искусстве, в архитектуре. Историки педагогики пишут, что обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга появилось ещё в XVII веке. Тогда началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Постепенно количество всё более узких специализаций стало увеличиваться, раздробленность научного знания получала своё закрепление в раздробленности учебных дисциплин.

Удивительно, но научный прогресс привёл к раздробленности знания, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности. Эта раздробленность сохраняется по сей день благодаря использованию традиционных образовательных моделей.

 Удивительно, но научный прогресс привёл к раздробленности знания, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности.

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких "революций" развернуть образование навстречу новым потребностям нового века, века рефлексивных форм знания. Сейчас мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись. 

Метапредметное обучение

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что позволяет заново интерпретировать учебный материал. При этом не предполагается отказа от предметной формы, напротив - ожидается развитие её на рефлексивных основаниях. Учебный предмет как образовательная форма не умрёт, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом. 

Метапредметное обучение, которое имеет несомненное родство с прагматизмом доктора Дьюи, по слухам, собираются вводить в школах Финляндии. Один из моих давних знакомых, человек очень начитанный и эрудированный, от этого известия аж присвистнул: "Финны испортят всю свою образовательную систему, скопированную с лучших советских образцов! А в СССР учили как надо, ребёнку знания вбивали в голову навсегда!" Но в том-то и дело, что вбитые, как гвозди, знания могут быть бесполезными, если обладатель головы не знает, как ими распорядиться, они так и торчат гордо и одиноко, не имея никакой связи с соседними "гвоздями". Без горизонтальных связей система, имеющая связи только вертикальные, крайне неустойчива. Такими горизонтальными связями призвано снабдить юного человека метапредметное образование.

Как новаторам пробить брешь в рутине и не захлебнуться

Там, где нет новаторов-предметников, налаживаем горизонтальных связей занимаются всякие внешкольные образования, разные кружки и секции. Этого, конечно, недостаточно, потому что не все дети занимаются в этих кружках. Другое дело, насколько каждому ребёнку годится метапредметное (впрочем, как и традиционное академические) образование? Скорее всего, в системе среднего школьного обучения должно быть как минимум два стандарта, учитывающих разные (но не противоположные друг другу!) подходы к обучению. И никто из предлагающих метапредметное обучение не предлагает выбросить на свалку истории академический тип школы. И тогда ребёнок по своему умственному и психическому складу сможет выбрать ту школу, где он сможет учиться, а не отбывать повинность. 

 Никто из предлагающих метапредметное обучение не предлагает выбросить на свалку истории академический тип школы.

У всей этой красивой теории, увы, есть огромная поварёшка дёгтя. В крупных городах найдутся продвинутые педагоги, которые смогут заниматься с детьми и по новому методу, и старый не забудут. Но в сельских средних школах, где очень сильна рутина, где РОНО - это царь и бог, - там отнюдь не будут рваться заниматься метапредметным обучением. Кроме того, в городе учитель худо-бедно может подработать - репетиторством, например, в селе такой возможности практически нет. И если деревенскому учителю скажут, что он будет работать по такой-то методе, а не то пусть увольняется, он будет работать так, как ему скажут. 

Кстати, о РОНО. Такое ощущение, что чиновники от образования, особенно мелкие, лютой ненавистью проникнуты ко всему новому, что мешает им комфортно существовать в своих кабинетах от отчёта до отчёта, от проверки до проверки. Они оперируют показателями, инструкциями и методичками, которые заслоняют им живых людей, обучаемых и обучающихся. Конечно, есть исключения, но они только подтверждают правило. Степень абсурдности их требований могу проиллюстрировать таким примером. Несколько лет назад в Новгородской области я случайно оказалась в заброшенном особняке, служившим много лет деревенской школой. Школу закрыли недавно и на столах остались поразительные планы работы, написанные чётким учительским почерком. В одном классе было 2 (два) ученика. И учитель, выполняя спущенный РОНО строгий план, проводит в классе с двумя учениками диспуты, устраивает там осенний и весенний бал, организует между двумя учениками взаимопомощь. Также местных детей учат, как вести себя при землетрясении и извержении вулкана (и это не Камчатка, а Новгородчина!), при этом актуальная тема "спасение с льдины" (рядом широкая и быстрая река Мста) полностью игнорируется. 

Так что ученикам провинциальных школ ещё долго никакие горизонтальные скрепы грозить не будут...

Тэги по теме:

Комментарии (1)

29.09.2017

Нынешнее обучение предметам школьников напоминает мне поход по врачам специалистам,- каждый лечит строго свой орган, ничуть не интересуясь состоянием других! А метапредметное обучение напоминает мне семейного врача!

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)