Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Образование

    Дисграфия у младших школьников

    23 сентября 18 в 00:11
    Дисграфия у младших школьников

    Дисграфия у младших школьников – это нарушение определенных высших психических функций, свойственных человеку (их недостаточная сформированность или, напротив, распад), основными проявлениями которых являются устойчивые нарушения письма. Это выражается в частых, повторяющихся ошибках в процессе написания букв, слов и предложений, «избавиться» от которых, без проведения специализированных обучающих мероприятий (упражнений), невозможно.

    Существует ли эффективное лечение дисграфии? Так ли страшен подобный диагноз? Можно ли с помощью профилактики уберечь ребенка от дисграфии?

    Что такое дисграфия и как она проявляется?

    Основной особенностью дисграфии можно считать ее, казалось бы, достаточно позднюю диагностику. Диагноз «дисграфия», в подавляющем большинстве, окончательно подтверждают по достижению ребенком младшего школьного возраста. Дело в том, что «письменное косноязычие», как называют дисграфию специалисты, может быть диагностировано только после освоения ребенком азов письма.

    Согласно данным официальной статистки, в 70-е годы прошлого века среди младших школьников выявлялось около 11% учеников с дисграфией различной степени, в наши дни – от 20% (в общеобразовательных школах) до 30% (в гимназиях). Если еще 15-20 лет назад, среди учащихся старшей школы крайне редко встречались дети с дисграфией, то сегодня возраст таких детей изменился, ученики с дисграфией встречаются в 8, 9 и даже 11 классах.

    Порой, родители, до поступления в школу, были абсолютно уверены в том, что у них растет смышленый, любознательный, хорошо развивающийся малыш, более того, это с готовностью подтверждали все детские специалисты, в том числе и детский психолог. Но после непродолжительного периода учебы, родители и педагоги начинают замечать некоторые странности, а именно наличие в письменной речи школьника однотипных, многократно повторяющихся ошибок:

    • смещение букв внутри слога;

    • замена одних букв другими (иногда сходными по звучанию);

    • «обрезание» окончаний слов;

    • не соблюдение слоговой структуры слова (пропуски целых слогов, перестановка их местами или добавление лишних букв);

    • сложности с формированием почерка – «пляска букв», их разный размер при написании, иногда, отдельные буквы могут «вываливаться» под строчку;

    • медлительность при письме.

    Подобные ошибки появляются на фоне абсолютного знания правил орфографии и написания слов, ребенок быстро и легко декларирует правило написания тех или иных слов, но написать сами слова, без допущения ошибок, самостоятельно не в состоянии.

    Причиной нарушений при дисграфии является сбой в привычной для нас цепочке: правильно услышал (воспринял звучание каждого отдельного звука, их последовательность), представил, как это должно быть записано (перевел услышанные звуки в зрительный образ букв), записал (передал на письме образ услышанных букв и звуков).

    Такое развитие ситуации – это повод задуматься, более внимательно понаблюдать за ребенком (ни в коем случае нельзя ругать или наказывать ребенка, а также заставлять его многократно переписывать текст, где были допущены ошибки – это не даст никаких положительных результатов). Если подобная проблема повторяется – возможно, речь идет об одном из видов дисграфии у младших школьников, а значит необходимо обратиться к специалистам.

    Виды дисграфии у младших школьников

    Специалисты в области педагогики, психологии и логопедии выделяют пять форм дисграфии у младших школьников. Такую классификацию видов дисграфии определяет характер допускаемых ошибок.

    Дисграфия у младших школьников

    Источник фото:  shutterstock.com

    Акустическая дисграфия

    Акустическая форма дисграфии связана с проблемами недостаточности акустического (слухового) распознавания звуков, при полном сохранении звукопроизношения.

    Основные проявления акустической (или фонетической) формы:

    • замена букв из парных глухих/звонких согласных (б/п, в/ф и т.д.);

    • подмена букв из ряда шипящие/свистящие (с/ш, з/ж, мягкое с/щ);

    • замена так называемых заднеязычных букв – г/к/х;

    • путаница с гласными звуками а/я, о/ё, у/ю, и/ы.

    Основной причиной развития этого вида дисграфии является нарушение в цепочке: акустический (фонетический) слух - правильное «слышание» звуков речи и акустическое (фонетическое) восприятие – мыслительная деятельность, связанная с анализом услышанного и перевод услышанного в письменные образы.

    Акустическая дисграфия может быть диагностирована уже в возрасте 6-7 лет. Если дошкольник, при изучении азбуки путает близкие по фонетическому значению буквы, обязательно обратитесь к специалисту.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия

    Данный вид дисграфии специалисты связывают с наличием явных нарушений в устной речи ребенка. При наличии артикуляторно-акустической дисграфии ребенка отличает неверное произношение звуков в сочетании с ошибками в их написании (как произносит, так и пишет).

    Характер ошибок, допускаемых ребенком на письме, аналогичен акустической дисграфии. Однако, в отличие от нее, в данном случае, такие же ошибки ребенок допускает и в устной речи.

    Родительская «диагностика» артикуляторно-акустической дисграфии заключается во внимании к повторяющимся речевым ошибкам ребенка, которые не свойственны его возрасту и не исчезают после дополнительных занятий (бесед, логопедических упражнений, повторений и т.д.).  

    Аграмматическая дисграфия

    Аграмматическая форма дисграфии определяется нарушениями в восприятии и воспроизведении определенных, общепринятых закономерностей построения слов, фраз, текста.

    Подобные нарушения письменной речи могут проявляться следующим образом:

    • неправильным написанием мягкого знака (пропуск буквы) и определение мягких и твердых согласных («мол» вместо «моль»);

    • изменение приставок, окончаний и суффиксов;

    • в неумении находить собственные ошибки;

    • в пропуске отдельных членов предложения при его написании.

    Оптическая форма дисграфии

    Оптическая дисграфия может быть вызвана следующими причинами или их сочетанием:

    • неспособностью ребенка узнавать ранее виденные предметы, нарушением зрительной памяти (запоминание цвета, формы, последовательности и количества предметов, а потом и букв);

    • неумением различать звуки на слух (определение конкретной буквы или их последовательности).

    Оптическая дисграфия проявляется в достаточно специфических нарушениях, допускаемых ребенком на письме и в устной речи:

    • в неумении определять и воспроизводить услышанные звуки;

    • в «зеркальном письме» - написании отдельных букв в перевернутом виде, как бы зеркальном отражении;

    • в подмене букв, которые имеют схожие элементы, например, С – Э, П – Ш;

    • в замене исходных букв на буквы, состоящие из похожих по написанию элементов, но по-другому расположенных в пространстве. Например, прописные строчные в и д.

    Моторная дисграфия

    Причиной развития моторной дисграфии считается нарушение связи между тем, что ребенок слышит и видит и тем, что он воспроизводит на бумаге, то есть между звуковыми и зрительными образами букв и слов и их «исполнением» (моторного образа).

    Основными проявлениями такого вида дисграфии являются:

    • неаккуратность письма – «распадающиеся» в разные стороны буквы, спадание букв под строчку, написание букв разной высоты;

    • слишком сильный нажим, вплоть до механического повреждения бумаги;

    • пропуск при письме отдельных букв, а иногда слогов и целых слов или, напротив, постоянное добавление какого-то слога или буквы.

    Дисграфия у младших школьников

    Источник фото:  shutterstock.com

    Регуляторная дисграфия

    Проявления регуляторной дисграфии перекликаются с проявлениями других ее видов:

    • ребенок испытывает сложности в раздельном написание слов, в выделении отдельного предложения и постановке точки в его конце;

    • замена первых букв слова на буквы, присутствующие в исходных словах, например, ка крышах – на крышах, ророва – корова;

    • состыковка двух слов в одно, например, все еще будет – всеще будет, в эту – вэту;

    • ребенок допускает большое количество орфографических ошибок, при этом безошибочно определяет и декларирует необходимое правило написания.

    Кроме того, у школьников с регуляторной дисграфией могут наблюдаться сложности с удержанием произвольного внимания, ориентацией в пространстве, необходимостью держать быстрый темп работы и переключаться с одной задачи на другую.

    Смешанная дисграфия

    При дисграфии смешанной формы, в письменной и устной речи ребенка, могут наблюдаться проявления сразу нескольких (двух и более) видов дисграфии. Особенно сильно это отражается на письменной речи ребенка, ошибки и искажения могут присутствовать практически в каждом слове.

    Как предупредить развитие дисграфии у младших школьников?

    Основными мерами для предупреждения развития или прогрессирования проявлений дисграфии, которые родители могут предпринять самостоятельно, без участия специалистов, являются регулярные развивающие занятия с ребенком. Только в таком случае вам удастся:

    • своевременно заметить возможные нарушения, а значит вовремя обратиться за специализированной помощью (занятия с логопедом и дефектологом);

    • максимально развить необходимые для качественного обучения (усвоения предложенного материала) психические функции ребенка.

    Основными направления таких обучающих занятий должны быть:

    • развитие у ребенка навыка слушания (чтение книг, использование аудио материалов с постановками и детскими спектаклями, регулярное общение с ребенком);

    • развитие навыка пересказа услышанного (например, заучивание стихов и потешек, а затем пересказ более сложного, нерифмованного текста);

    • обучение распознаванию звукового ряда слова (соотношение буквы, звука, а также пространственного и моторного их изображения, деление слов на слоги).

    Особенно хочется подчеркнуть, что любые обучающие мероприятия должны проводиться исключительно в игровом, свободном формате.

    Если в процессе таких занятий, вы заметили, что ребенок испытывает сложности или допускает повторяющиеся ошибки, обязательно обратитесь к логопеду. Проведя необходимую диагностику с помощью специализированных тестов, он предложит вам программу по ликвидации возникших сложностей, что значительно облегчит вхождение вашего ребенка в школьную жизнь.


    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть