Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Когда дауншифтинг привёл в сельскую школу

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
22 марта 18 в 00:00
Когда дауншифтинг привёл в сельскую школу

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Все видели школы в новостройках: здоровенное здание, толпы детей и взрослых, ощущение на перемене – будто на платформе метро стоишь. Каждое такое учебное заведение – как мини-город, и может ли каждый учитель знать всех его "жильцов"? Даже директор и завуч знают немногих – только передовиков и аутсайдеров, тех, к кому привлекается внимание.

Учителя-многостаночники

После такого шума и гама оказаться вдруг в сельской школе – всё равно что попасть в другой мир. Дети, проходящие мимо незнакомого взрослого на перемене, обязательно поздороваются и даже немного задержат шаг: любой новый человек в деревне, где все друг друга знают, – это повод для обсуждения. Любой новый ученик в школе – это событие планетарного масштаба. Учителя знают не только каждого школьника, но и всю его семью, знают, кто вчера ходил спозаранку на рыбалку и потом сидит сонный на уроках, кто собирает грибы на продажу и будет все выходные сидеть у шоссе с ведёрком и корзинкой, а кто помогает родителям в работе на огороде и в хлеву, у кого отец "подшился", а где всей роднёй собирают деньги на учёбу старшему сыну в вузе, потому что на бюджетное обучение у него знаний не хватит.

И в такой школе могут оказаться отпрыски тех горожан, которые решили перебраться в экологически чистые места, подальше от дымного мегаполиса. Одни переживают за здоровье детей, другие считают, что здесь, в деревне, меньше соблазнов цивилизации, чище и проще нравы. Обычно такие родители либо имеют удалённую работу, либо живут на сдачу в аренду своей городской квартиры, ибо мало кто из горожан готов работать в деревне за символическую плату, а быть успешным сельским работником они не могут, потому что не научены. Но так или иначе горожане в деревне появляются. И отправляют своих детей в местную школу. Со сверстниками дети знакомятся быстро, но сельские учителя для бывших горожан – это совсем новая социальная группа.

Никогда учителя не появятся в классе в грязной обуви, в несвежей одежде, с трауром под ногтями, хотя до занятий могли заниматься чёрной деревенской работой. Она – с завивкой и лёгким макияжем, он – безукоризненно выбритый, белейшим платком вытирающий очки.

С одной стороны, местные учителя – такие же местные жители. С другой – они отлично знают, что им надо держать марку "знающих людей", чтобы их слушались школьники и уважали их родители. Знаю одну учительскую пару из псковской глубинки. Татьяна преподаёт русский язык и литературу, часто и немецкий язык, Александр – историю и труд. Поскольку в сельских школах часов у учителей мало, то они совмещают разные предметы, для этого нужно иметь обширный кругозор и познания в разных науках, а также много времени на подготовку к таким разноплановым урокам. И Татьяна, и Александр  – с рождения деревенские люди: у них подворье, скот, на веранде в корзинке – крупные куриные яйца, в сарае – картошка на посадку. До школы здесь – улицу пройти, причём в межсезонье – по изрядной грязи. Но никогда учителя не появятся в классе в грязной обуви, в несвежей одежде, с трауром под ногтями, хотя до занятий могли заниматься чёрной деревенской работой. Она – с завивкой и лёгким макияжем, он – безукоризненно выбритый, белейшим платком вытирающий очки. И это норма для деревенских учителей: они всегда должны быть выше всех тягот сельского быта, который в нашей глубинке может довести до отчаяния любого нервного человека.

Когда дауншифтинг привёл в сельскую школу

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Сельская школа – это не заповедник аутсайдеров

Другая сельская учительница, молодая выпускница псковского пединститута Анна, окончила городскую школу, но сейчас предпочитает работать в сельской. Она утверждает, что в малокомплектной школе обучение ведётся качественнее. Поскольку детей мало, каждому можно уделить больше внимания, получается индивидуальный подход: никто не отсидится на задних партах, как в переполненных классах, здесь все на виду, каждого спрашивают, каждого проверяют и направляют, каждому помогают. В общем и целом подготовка получается более качественной. Анна преподаёт историю и очень рада, что в таком сложном предмете у неё есть возможность работать практически с каждым учеником индивидуально.

Но, конечно, не всё радужно в малокомплектных школах. Первое, что пугает бывших горожан, – это пресловутая "бытовуха". Школьное здание может отапливаться дровами или углём, и хотя почти везде учебные учреждения велено перевести на газовое отопление, не до всех деревень магистральный газ дотянулся. Туалет будет, конечно, не просто "дырка в земле", но вовсе не навороченный, и кран для воды может оказаться только один – холодный. Полы – скрипучие деревянные, в окнах – не стеклопакеты, старые классные доски, такая же старая мебель... Может оказаться, что дидактические материалы староваты, нет мощных компьютеров и вообще связь барахлит, книги из школьной библиотеки зачитаны до дыр, а в столовой компот наливают в гранёные стаканы и к котлете дают алюминиевую вилку. Учителя занимаются сразу с несколькими классами, если в них очень мало детей, отвлекаясь то на одну группу, то на другую.

 Думаете, что в городе нет недоучек? В городе куда больше и просто не пригодных к педагогической работе персонажей, у которых формально диплом есть, но нет любви ни к детям, ни к учительскому труду.

Зато осенью и весной на физкультуре дети в хорошую погоду занимаются в школьном дворе на свежем воздухе, не обезображенном городскими миазмами. А зимой на лыжах можно стартовать прямо от крыльца учебного заведения. Ботаника здесь – чуть за околицу выйди, там же и зоология – от бабочек до лосей. Что же до утверждений некоторых "знатоков", будто в малокомплектных школах, этаких заповедниках третьесортности, работают сплошь малограмотные, которые с трудом осилили заочный курс провинциального "педюшника", – это простое враньё. Проверить работу малого числа учителей в глубинке роно гораздо проще, чем в битком набитых городских школах. И думаете, что в городе нет недоучек? В городе куда больше и просто не пригодных к педагогической работе персонажей, у которых формально диплом есть, но нет любви ни к детям, ни к учительскому труду. А Интернет сейчас есть в каждой школе, книг и статей по разным специальностям в Сети – просто уйма, и любой учитель, хоть в самом медвежьем углу, может сколько душе угодно совершенствовать свои знания, черпая мудрость удалённо.

Неизбежность контроля – это плюс или минус?

Учитель английского языка из среднерусской глубинки Владимир Ястребов после учёбы в Калужском институте переподготовки педагогических работников так сформулировал набор плюсов и минусов малокомплектной школы.

Плюсы для ученика:

  1. доброжелательная атмосфера;

  2. повышенное внимание учителя;

  3. возможность сотрудничества с учителем;

  4. неизбежный контроль.

Плюсы для учителя:

  1. интенсивное педагогическое общение;

  2. знание психологии каждого ученика;

  3. доверительные отношения с учениками;

  4. полнота учебного контроля;

  5. возможность диагностики причин затруднений у детей и своих ошибок;

  6. индивидуализация учебной деятельности.

Минусы для ученика:

  1. необходимость быть в постоянной готовности к ответу;

  2. ограниченность общения, несформированность коллективных отношений;

  3. чрезмерная открытость учебной работы (нет возможности побыть наедине с самим собой);

  4. неизбежный контроль.

Минусы для учителя:

  1. необходимость ежедневно готовиться к урокам по разным предметам в разных классах;

  2. ограниченная возможность использования фронтальных, групповых и коллективных форм урока;

  3. зависимость от конкретных условий (не пришёл сильный ученик – весь план работы нужно менять на ходу).

Как можно заметить, плюсы и минусы для учеников могут быть очень похожими, а иногда даже одинаковыми ("неизбежный контроль"). Но заканчивается это обычно тем, что сельский ученик, даже не семи пядей во лбу, получает больше знаний на единицу извилин, нежели такой же городской школьник, только потому, что ему учитель уделяет физически больше времени. Учитель и ученик слышат друг друга, а урок не превращается в бесконечное выливание учителем мудрости перед пассивным сознанием ученика. Волей-неволей дети вовлекаются в диалоги, в дискуссию, и это очень помогает в усвоении учебного материала. При этом специальных учебников для малокомплектных школ не существует, все пользуются стандартными, а учителям приходится здорово напрягать свои педагогические таланты, чтобы адаптировать многие задания, рассчитанные на большое число учеников, для своего крошечного класса.

Смерть медведя как повод для организации тира

Учителю английского вторят учителя русского языка и литературы, географии и физики: в маленьком классе можно использовать видеоматериалы. То, что раньше дети были вынуждены воспринимать только на слух, теперь они воспринимают и зрительно, таким образом, усвоение знаний идёт успешнее. А то, что в одной классной комнате могут сидеть два-три разновозрастных класса (по два ученика в каждом), не пугает опытного учителя: одним он объясняет новый материал, другие в это время пишут самостоятельную работу.

На самом деле только одно может повредить сельской школе: маниакальное желание областных властей сэкономить статью расходов, закрыв очередное учебное заведение из-за малокомплектности. К счастью, в последнее время к таким желаниям федеральные власти стали относиться достаточно жёстко, порой просто запрещая закрывать нерентабельные, с точки зрения регионалов, школы. Потому что нерентабельной, убыточной школа быть не может: знания, полученные в ней, – это не убыток, а прибыль, причём долгосрочная.

Ведь в соседней Финляндии, особенно в Лапландии, где плотность населения очень невысока, не закрываются деревенские школы, даже если в них осталось один-два ученика. То же – и в Норвегии, где в крошечных горных посёлках продолжают работать такие же крошечные школы. Я знаю лично маленькую школу в швейцарской деревне Изенталь в кантоне Ури, куда снизу ведёт весьма непростой серпантин, и если был снегопад – деревня изолирована от цивилизации до тех пор, пока не расчистят дорогу. И ничего, учатся, и никто без уважительных причин не прогуливает уроки. А в школьном окне, как в витрине, вывешены огромные медвежьи лапы: за одним мальчиком прямо в деревне погнался медведь, ребёнок забежал домой, на кухне была мама, пекла пирожки, а у мамы на видном месте висело охотничье ружьё... В общем, медведю не повезло. А в школе Изенталя после этого случая организовали тир и уроки стрельбы стали обязательными.

Когда дауншифтинг привёл в сельскую школу

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть