Источник фото: pvproductions на Freepik
Всем родителям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда ребенка никак «не затащить» в школу. В ответ на упрашивание поступают различные отмазки, происходят ссоры в семье и у подростка растет нежелание учиться.
Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. Но как же ненасильственно замотивировать ребенка на учебу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается? Причин отсутствия учебной мотивации может быть несколько.
Вместе с кандидатом психологических наук Светланой Фроловой выясним, как мотивировать детей на учебу. И как правильно действовать, чтобы не испортить отношения между родителем и ребенком.
Школа – взаимодействие ученика с учителем
Проблема отсутствия у детей желания учиться встречается во многих семьях. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не начавшись, а у других, по разным причинам, утрачивается со временем. На первых этапах взросления ребенка мотивация зависит от родителей. Семье важно объяснить ребенку, что учеба необходима для формирования важнейших качеств и знаний для человека, но не стоит надоедать нотациями и нравоучениями.
Важнейшая роль в создании мотивирующей образовательной среды в школе – у учителя. Именно его работа влияет на активность детей, на их заинтересованность в школьных предметах. Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. На время обучения учитель должен стать «во главу угла», чтобы формировать общение ребенка с родителями и сверстниками.
Как найти правильную мотивацию?
Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внутренняя учебная мотивация в школе намного сильнее внешних стимулов. Не стоит забывать, что замотивированный ребенок легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, в первую очередь необходимо определить истинные мотивы ученика. Какими они могут быть?
-
Социальные: осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания.
-
Познавательные: интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности.
-
Личностные: чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию личностных свойств.
Эти ориентиры определяют сам факт получения образования подростком. Далее, руководствуясь своим отношением к конкретному предмету, своей заинтересованностью и мотивированностью, ученик уже расставляет приоритеты. И именно на этот показатель преподаватель и семья уже могут повлиять. Итак, на что делать упор, как вести себя и какими приемами воспользоваться? Приемы можно разделить на несколько групп.
Источник фото: prostooleh на Freepik
Взаимодействие учителя и ученика.
-
Создайте благоприятную образовательную среду. Ученикам должно быть комфортно находиться в классе, взаимодействовать с учителем и сверстниками. Будьте в доверительном диалоге с детьми.
-
Поощряйте и хвалите. Награждайте учеников за успехи в классе и за пределами школы. Демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы родителям.
-
Используйте интересные упражнения. Чтобы заинтересовать учеников, достаточно варьировать форматы уроков. Это могут быть викторины, проекты, экскурсии. Также четко организованный учебный день позволит поддержать порядок в классе.
-
Уроки реальной жизни. Ученики будут любить школу больше, если смогут ассоциировать учебный процесс с повседневной жизнью. Покажите перспективы хорошей учебы и уверенных знаний. Поддерживайте инициативность студентов, их начинания, стимулируйте их задавать вопросы.
Как было сказано раннее, важную роль играет семья. Поэтому на мотивацию ребенка влияют взаимодействия и взаимоотношения семьи и ученика.
- Расспрашивайте ребенка о его школьных делах.
- Регулярно беседуйте с учителями ребенка.
- Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.
- Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него.
- Помогайте ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Прилагайте особенные усилия для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
Еще одно из главных правил, которое следует учитывать родителям и учителям: если ребенку интересно, он сам потянется к знаниям. Сформировать внутреннюю учебную мотивацию помогут следующие факторы:
- Интерес как основа учебной мотивации у ребенка. Например, изучаемый материал должен быть новым и разнообразным. Уроки должны удивлять и увлекать.
- Самостоятельность. Дайте ребенку возможность самому определять, что он будет делать сегодня или в течение недели. Постепенно вводите правила учебной работы.
- Хвалите детей даже за незначительные успехи в учебе. Помогите ребенку сформировать правильную мотивацию на учебу (поэтому лучше отказаться от метода «кнута и пряника»).
- Общение с единомышленниками и командная работа очень позитивно влияют на учебную мотивацию.
- Целеполагание – важный момент образовательной стратегии и формирования мотивации учебной деятельности. Родители и учителя должны четко объяснить, для чего нужно посещать школу и выполнять домашние задания.
- Правильно выстроенные отношения.
Забудьте выражения «Они не хотят учиться», «Дети сейчас плохие/слабые/немотивированные». Эти выражения – часть задачи, которая стоит перед вами, педагогами и родителями.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
А я не раньше думала, что мотивация и интеллект на одному уровне стоят...
Не всегда мотивация всё решает... ребёнок может быть замотивирован, но у него банально не будет хватать сил и энергии на учёбу и соответственно интерес будет пропадать. Поэтому я регулярно даю витамины. Наши фавориты мишки эвалар мультивитамины. У них самый хороший состав, вкус классный, форма...Так что как раз то что нужно детям.