Источник фото:
Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования, предложила создать единый учебник по русскому языку, что и было принято к исполнению Минобрнауки. Правда, надо еще разобраться, какой именно учебник нужен – единый или просто хороший, хоть их будет несколько.
С русским языком, орфографией, пунктуацией, стилистикой и прочими тонкостями и впрямь беда. Коряво пишут и говорят не только сантехники и электрики (недавно получила от одного такого дивный документ под названием «кветанцыя»), но и те, кто априори должны владеть словом. В наши дни ошибки в газетах и телерепортажах не видит только ленивый. Возмущенных поборников грамотности отчего-то стали именовать grammаr nazi. Хотя о каком грамматическом нацизме идет речь, если люди путают «инцидент» с «инцестом», а уж написание «инциндент» и за ошибку не считается. Журналисты без зазрения совести и сомнений в душе говорят и пишут «предпринять меры» и «улучшить уровень». Так что есть причина для головной боли не только у Людмилы Вербицкой.
О чем голова по-русскому болит?
Беспокойство людей от науки по поводу преподавания русского языка вполне объяснимы. На данный момент в федеральном перечне разрешенных к использованию материалов – более 80 наименований учебников по русскому языку и литературе. Но дело не только в том, что рекомендованных учебников слишком много. Беда в том, что они очень сумбурные и странные. Складывается впечатление, что учебники, в том числе по русскому языку, писали все кому не лень. Уж больно прибыльный бизнес – писать и издавать учебники. Гарантированы многомиллионные тиражи, плюс фактически принудительные продажи – большие заказы от государства на много лет.
Проблема даже не в том, что в этих учебниках встречаются весьма странные задания: «Допиши в каждом предложении слово и прочитай его: Белка грызет… О...И». А во второй строчке в качестве подсказки – три буквы: ХЕР. Мы все знаем, что это старинное название буквы Х, но все же. И в орфографический словарик может попасть тот же «орех», но с отчетливо выставленным ударением на первую гласную – и все это сопровождается странными советами: «Пиши и говори правильно!».
Источник фото:
Проблема в том, что эти учебники наполнены водой и картинками. Используя педагогическую легенду о том, что учиться надо в игровой форме, авторы новоявленных учебников запрятали все правила про «жи» и «ши», все сведения про склонения, спряжения, про части речи и части предложения в длинные и, по их убеждению, увлекательные тексты. Так что и захочешь посмотреть, как правильно писать безударные приставки или уменьшительные суффиксы, но не найдешь нужное правило, не перечитав украшенный картинками и разнообразными шрифтами текст.
Они не понимают по-русски
Несколько лет назад я застала собственную дочь за очень странным занятием. Она листала свой крупный и яркий учебник по русскому языку и аккуратно выписывала в тетрадочку: «Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, не называя их. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями».
Далее – список из всех возможных видов местоимений: от личных, возвратных и вопросительных до относительных, неопределенных и отрицательных с притяжательными. Все – с двумя-тремя примерами. А далее следовал раздел «Глагол».
Я вдруг поняла, что дочь от руки пишет учебник «Русский язык», по которому я когда-то изучала родной язык в школе. Он был не таким ярким и красочным, но в нем ясно и последовательно, с внятными примерами, с короткими формулировками, выделенными жирным шрифтом, была изложена грамматика русского языка. В нем не было упражнений, где сознательно какие-то слова напечатаны с ошибкой и эту ошибку следует найти. Составители того учебника знали, что грамотность у многих зависит от зрительной памяти. В нем все было упорядоченно и логично. Без лишних слов и ненужных примеров.
Сейчас же авторы учебников по русскому языку пишут текст по принципу «а вот бывает еще вот это», «а иногда появляется еще и такая конструкция». Ученик не только теряется в длиннотах, но и пугается – количество премудростей в таких текстах кажется неизмеримым и неисчислимым. Учебники словно специально написаны так, чтобы не дать ребенку никаких системных знаний, а просто напичкать фактами и разрозненными примерами.
Все это сопровождается красивыми филологическими постулатами про «формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся», про познавательные задачи «по формированию у учащихся научно-лингвистического мировоззрения», про «вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового эстетического идеала». И вокруг этого как грибы растут все новые «авторские дидактические комплексы» с кроссвордами, таблицами и заданиями, которые позволяют «рассмотреть супплетивные формы склонения личных местоимений-существительных и их употребление в речи». Это все – цитаты из описания новых учебников.
Может, не надо слишком упирать на супплетивные формы? Не стоит вот прямо формировать научно-лингвистическое мировоззрение и развивать языковой эстетический идеал? Просто учите писать и говорить грамотно, чтобы не было никаких «кветанцый».
А старые учебники – большое в этом вопросе подспорье, раз их дети сейчас самостоятельно от руки пишут.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Как говорится: а вшивый все о бане.. Что ж плохого вы нашли в слове орехи? И почему именно это вам вдруг в глаза попало? Может проблема не в учебниках, а в вас?
Очень странная статья. Такое ощущение, что писал обиженный родитель. Современные учебники составлены на основе современных методик. И по сути ничем не отличаются от старых. В мама мыла раму тоже можно увидеть плохое. Но почему то никого это в свое время не заботило!!!
Кстати да. очень похоже. Мой сын учится в 3 классе и ничего, нормальные у него учебники. Все понятно и никаких ХЕРов не встречали!
возможно потому что вы адекватный родитель))) У моей дочери (а нам уже 7 лет и мы во втором классе) также нормальные учебники. Хотя они новые))