Вход на сайт
Регистрация
или
CAPTCHA
Регистрация кабинета врача и/или психолога
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Новые компетенции и технологии, меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Автор
Людмила Евстратова
Людмила Евстратова
Аналитик, Институт образования, НИУ ВШЭ
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
29 мая 18 в 00:00
2
Новые компетенции и технологии,  меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Понятие человеческого капитала как совокупного показателя профессиональ­ного опыта, знаний и навыков, социальных и экономических потребностей, используемых для решения задач общества и индивида, появившееся более полувека назад, сегодня в свете технологических изменений приобретает новое развитие и актуальность. Важность образования как одного из определяющих факторов человеческого капитала отмечают во многих научных исследованиях, однако сегодня можно наблюдать потерю высшим образованием своего авторитета из-за увеличивающегося несоответствия задач рынка труда, находящегося под прессом технологических изменений, и компетенций выпускников вузов. В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда.

Образование является одним из основных факторов в определении человеческого капитала, заложенных в базис понятия при его формулировании Гэри Беккером (Беккер, 1964), наравне с накоплением производственного опыта. Позднее в понятие человеческого капитала были включены, помимо профессионального опыта и образования, другие важные факторы: потребительские расходы человека и расходы государства на потребительские потребности граждан – питание, здравоохранение, образование, жилье и прочие показатели. Но, несмотря на многогранность и различные трактовки понятия человеческого капитала, образование остается ключевым компонентом, определяющим его суть (Макмахон, 2017).

Сегодня учеными по всему миру ведутся многочисленные исследования, рассматривающие самый широкий сектор вопросов взаимозависимости высшего образования и уровня человеческого капитала, например:

  • корреляция присутствия высших учебных заведений с уровнем местного человеческого капитала и качеством жизни;
  • модели роста накопления человеческого капитала, обусловленные влиянием государственных мер, разницы методов финансирования образования;
  • измерение оценки вклада систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России (Современная аналитика образования ВШЭ, 2017).

Наглядным показателем является премия за высшее образование, традиционно рассчитываемая с помощью уравнения Минцера, показывающая превышение заработной платы сотрудников, имеющих высшее образование, над уровнем заработной платы не имеющих его.

В среднем заработная плата людей с высшим образованием в Российской Федерации на 78% выше, чем заработная плата людей, не имеющих высшего образования.

Влияние технологических изменений

Самыми заметными и очевидными факторами, влияющими на человеческий капитал, становятся технологические изменения. Беспрецедентная скорость развития технологий заставляет многих исследователей и практиков в области образования говорить об увеличивающихся направлениях взаимосвязи человеческого капитала и технологических изменений. Можно обозначить некоторые из них:

  1. Превосходство динамики развития человеческого капитала над изменением социальных структур и институциональных организаций. Людям приходится быстрее адаптироваться к технологиям, чем это могут сделать программы высшего образования, государство, организации, сохраняющие возрастные, административные структуры, сложно меняющиеся процедуры и культуру.
  2. Возможность планировать и вести образовательные траектории каждого учащегося и гражданина постепенно начинает переводить понятие человеческого капитала в индивидуальные цифровые показатели, информацию и данные, что является вызовом как с практической точки зрения, так и ставит новые исследовательские задачи и вопросы. Формирование индивидуальной образовательной траектории и личного информационного реестра уже заложено в новом утвержденном плане мероприятий программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по направлению «Кадры и образование», которая обозначает одной из задач обладание выпускниками университетов базовыми компетенциями цифровой экономики, а также повышение мотивации граждан к освоению новых направлений, которые востребованы цифровой экономикой.
  3. Развитие децентрализованных реестров (технологии блокчейн) позволяет создавать надежный образовательно-карьерный профиль человека и проверять информацию о полученном образовании, навыках и опыте учащихся и работающих граждан, что позволяет избежать кадровых, управленческих ошибок и минимизирует обман сторон.
  4. Повышение производительности и скорости получаемой информации в образовании и профессиональной деятельности, решение операционных задач и выполнение работ за счет автоматизации и уменьшения рутинных процессов.

Человеческий капитал играет ключевую роль в развитии цифровой экономики и часто упоминаемой популярной экономики знаний. Наука и государство понимают роль знаний и навыков, получаемых в университетах и средних учебных заведениях, в формировании человеческого капитала.

В связи со скоростью изменений и приростом новых знаний особое значение приобретают не только институализированное высшее, среднее и общее образование, но и навык быстрого переобучения, получения краткого и среднесрочного дополнительного образования, что позволяет предотвратить потери человеческого капитала или уменьшение его конкурентного значения.

Новые компетенции и технологии,  меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Эта необходимость постоянного, незаканчивающегося получения новых знаний, обучения новым технологиям становится константным и очевидным явлением.

Человеческий капитал, понимаемый как интенсивный производительный и социальный фактор, обеспечивает относительную конкурентоспособность активного населения на рынке труда (Нуреев, 2011). В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда. Поэтому показатель образования и вес в общем значении человеческого капитала для отдельных индивидов и целых социальных групп может быстро терять свою ценность.

Новые компетенции и изменение рынка труда

Появление новых компетенций, направлений деятельности и прежде не существовавших рыночных ниш, так же как и исчезновение некоторых профессий, формирует новый блок образовательных проблем и социальных вопросов при рассмотрении человеческого капитала:

  1. В некоторых отраслях экономики становится все более очевидным количественный и качественный разрыв между специалистами, обладающими необходимыми рынку компетенциями, а также между знаниями и навыками, получаемыми выпускниками в средних и высших учебных заведениях. Большой потенциал роста имеет часто возможная рыночная ситуация, при которой фиксируется и безработица, и нехватка подготовленных профессионалов одновременно.
  2. Исчезновение профессий и оптимизация направлений труда – не новые явления в истории экономики и рынка, но которые на сегодняшний день имеют свои ярко выраженные особенности, потенциально интересные для изучения и анализа: высокую конкурентность, быструю скорость изменений, одновременно с этим – низкие барьеры входа, широкий доступ к технологиям и знаниям, скорость получения результата, обратной связи и многие другие.
  3. Возрастающие требования рынка труда не только к знаниям и умениям по специальности, но и к широкому развитию так называемых «мягких и жестких» навыков человека, которые практически не развиваются учащимися комплексно в средних и высших образовательных учреждениях.
  4. Меняющаяся информационная среда и профессиональные задачи все чаще требуют социальных навыков: эффективной коммуникации, навыков проектной работы, умения работать в команде, умения эффективно работать удаленно и самомотивации. Динамика этих аспектов положительна: образовательные учреждения все больше развивают данные навыки благодаря проектному обучению, групповым форматам работ и дистанционным образовательным заданиям.

Перед высшим образованием стоит вызов, ответ на который принципиально определит развитие человеческого капитала государств и мировой экономики на ближайшие годы. Максимальная реализация человеческого потенциала возможна через образовательную и культурную среду, благодаря которой динамичная технологическая неопределенность и изменчивость становится не угрозой, а инструментом развития личностей и человеческого капитала в целом.

Новые компетенции и технологии,  меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Список литературы

  1. Капелюшников Р. И. Упала ли экономическая отдача от образования // Экономика образования. 2013. Вып. 1.
  2. Нуреев Р. М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России. 2011.
  3. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2018. 
  4. Российский мониторинг экономического положения населения НИУ ВШЭ. Данные обследований в формате SPSS. 
  5. Современная аналитика образования. ВШЭ. 2017. Вып. 11. 
  6. Вескеr G. Human Capital. N. Y., 1964.
  7. Human Development Index (HDI).
  8. Human Development Report (HDR). 2016.
  9. Walter W. McMahon, Higher Learning, Greater Good: The Private and Social Benefits of Higher Education. 2017.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Комментарии2
Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь
Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть