Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Новые компетенции и технологии, меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Людмила Евстратова
Подписаться
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Новые компетенции и технологии,  меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Понятие человеческого капитала как совокупного показателя профессиональ­ного опыта, знаний и навыков, социальных и экономических потребностей, используемых для решения задач общества и индивида, появившееся более полувека назад, сегодня в свете технологических изменений приобретает новое развитие и актуальность. Важность образования как одного из определяющих факторов человеческого капитала отмечают во многих научных исследованиях, однако сегодня можно наблюдать потерю высшим образованием своего авторитета из-за увеличивающегося несоответствия задач рынка труда, находящегося под прессом технологических изменений, и компетенций выпускников вузов. В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда.

Образование является одним из основных факторов в определении человеческого капитала, заложенных в базис понятия при его формулировании Гэри Беккером (Беккер, 1964), наравне с накоплением производственного опыта. Позднее в понятие человеческого капитала были включены, помимо профессионального опыта и образования, другие важные факторы: потребительские расходы человека и расходы государства на потребительские потребности граждан – питание, здравоохранение, образование, жилье и прочие показатели. Но, несмотря на многогранность и различные трактовки понятия человеческого капитала, образование остается ключевым компонентом, определяющим его суть (Макмахон, 2017).

Сегодня учеными по всему миру ведутся многочисленные исследования, рассматривающие самый широкий сектор вопросов взаимозависимости высшего образования и уровня человеческого капитала, например:

  • корреляция присутствия высших учебных заведений с уровнем местного человеческого капитала и качеством жизни;
  • модели роста накопления человеческого капитала, обусловленные влиянием государственных мер, разницы методов финансирования образования;
  • измерение оценки вклада систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России (Современная аналитика образования ВШЭ, 2017).

Наглядным показателем является премия за высшее образование, традиционно рассчитываемая с помощью уравнения Минцера, показывающая превышение заработной платы сотрудников, имеющих высшее образование, над уровнем заработной платы не имеющих его.

В среднем заработная плата людей с высшим образованием в Российской Федерации на 78% выше, чем заработная плата людей, не имеющих высшего образования.

Влияние технологических изменений

Самыми заметными и очевидными факторами, влияющими на человеческий капитал, становятся технологические изменения. Беспрецедентная скорость развития технологий заставляет многих исследователей и практиков в области образования говорить об увеличивающихся направлениях взаимосвязи человеческого капитала и технологических изменений. Можно обозначить некоторые из них:

  1. Превосходство динамики развития человеческого капитала над изменением социальных структур и институциональных организаций. Людям приходится быстрее адаптироваться к технологиям, чем это могут сделать программы высшего образования, государство, организации, сохраняющие возрастные, административные структуры, сложно меняющиеся процедуры и культуру.
  2. Возможность планировать и вести образовательные траектории каждого учащегося и гражданина постепенно начинает переводить понятие человеческого капитала в индивидуальные цифровые показатели, информацию и данные, что является вызовом как с практической точки зрения, так и ставит новые исследовательские задачи и вопросы. Формирование индивидуальной образовательной траектории и личного информационного реестра уже заложено в новом утвержденном плане мероприятий программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по направлению «Кадры и образование», которая обозначает одной из задач обладание выпускниками университетов базовыми компетенциями цифровой экономики, а также повышение мотивации граждан к освоению новых направлений, которые востребованы цифровой экономикой.
  3. Развитие децентрализованных реестров (технологии блокчейн) позволяет создавать надежный образовательно-карьерный профиль человека и проверять информацию о полученном образовании, навыках и опыте учащихся и работающих граждан, что позволяет избежать кадровых, управленческих ошибок и минимизирует обман сторон.
  4. Повышение производительности и скорости получаемой информации в образовании и профессиональной деятельности, решение операционных задач и выполнение работ за счет автоматизации и уменьшения рутинных процессов.

Человеческий капитал играет ключевую роль в развитии цифровой экономики и часто упоминаемой популярной экономики знаний. Наука и государство понимают роль знаний и навыков, получаемых в университетах и средних учебных заведениях, в формировании человеческого капитала.

В связи со скоростью изменений и приростом новых знаний особое значение приобретают не только институализированное высшее, среднее и общее образование, но и навык быстрого переобучения, получения краткого и среднесрочного дополнительного образования, что позволяет предотвратить потери человеческого капитала или уменьшение его конкурентного значения.

Новые компетенции и технологии,  меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Эта необходимость постоянного, незаканчивающегося получения новых знаний, обучения новым технологиям становится константным и очевидным явлением.

Человеческий капитал, понимаемый как интенсивный производительный и социальный фактор, обеспечивает относительную конкурентоспособность активного населения на рынке труда (Нуреев, 2011). В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда. Поэтому показатель образования и вес в общем значении человеческого капитала для отдельных индивидов и целых социальных групп может быстро терять свою ценность.

Новые компетенции и изменение рынка труда

Появление новых компетенций, направлений деятельности и прежде не существовавших рыночных ниш, так же как и исчезновение некоторых профессий, формирует новый блок образовательных проблем и социальных вопросов при рассмотрении человеческого капитала:

  1. В некоторых отраслях экономики становится все более очевидным количественный и качественный разрыв между специалистами, обладающими необходимыми рынку компетенциями, а также между знаниями и навыками, получаемыми выпускниками в средних и высших учебных заведениях. Большой потенциал роста имеет часто возможная рыночная ситуация, при которой фиксируется и безработица, и нехватка подготовленных профессионалов одновременно.
  2. Исчезновение профессий и оптимизация направлений труда – не новые явления в истории экономики и рынка, но которые на сегодняшний день имеют свои ярко выраженные особенности, потенциально интересные для изучения и анализа: высокую конкурентность, быструю скорость изменений, одновременно с этим – низкие барьеры входа, широкий доступ к технологиям и знаниям, скорость получения результата, обратной связи и многие другие.
  3. Возрастающие требования рынка труда не только к знаниям и умениям по специальности, но и к широкому развитию так называемых «мягких и жестких» навыков человека, которые практически не развиваются учащимися комплексно в средних и высших образовательных учреждениях.
  4. Меняющаяся информационная среда и профессиональные задачи все чаще требуют социальных навыков: эффективной коммуникации, навыков проектной работы, умения работать в команде, умения эффективно работать удаленно и самомотивации. Динамика этих аспектов положительна: образовательные учреждения все больше развивают данные навыки благодаря проектному обучению, групповым форматам работ и дистанционным образовательным заданиям.

Перед высшим образованием стоит вызов, ответ на который принципиально определит развитие человеческого капитала государств и мировой экономики на ближайшие годы. Максимальная реализация человеческого потенциала возможна через образовательную и культурную среду, благодаря которой динамичная технологическая неопределенность и изменчивость становится не угрозой, а инструментом развития личностей и человеческого капитала в целом.

Новые компетенции и технологии,  меняющие значение образования в понятии человеческого капитала

Список литературы

  1. Капелюшников Р. И. Упала ли экономическая отдача от образования // Экономика образования. 2013. Вып. 1.
  2. Нуреев Р. М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России. 2011. [Электронный ресурс] URL: http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/333.pdf
  3. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2018. [Электронный ресурс] URL: http://m.government.ru/news/31428/
  4. Российский мониторинг экономического положения населения НИУ ВШЭ. Данные обследований в формате SPSS. [Электронный ресурс] URL: http://www.hse.ru/rlms/spss
  5. Современная аналитика образования. ВШЭ. 2017. Вып. 11. [Электронный ресурс] URL: https://ioe.hse.ru/sovaobr
  6. Вескеr G. Human Capital. N. Y., 1964.
  7. Human Development Index (HDI). http://hdr.undp.org/en/statistics/hdi/
  8. Human Development Report (HDR). 2016. http://hdr.undp.org/en/2016-report
  9. Walter W. McMahon, Higher Learning, Greater Good: The Private and Social Benefits of Higher Education. 2017.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интересные статьи

Ещё статьи

Внимание!

Закрыть