Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Какой из школы воспитатель?

28 марта 18 в 00:00
Какой из школы воспитатель?

Источник фото: shutterstock.com

Воспитание в современной школе – вопрос злободневный. С одной стороны, именно в учебном учреждении дети начинают познавать жизнь в полном смысле этого слова, и воспитательная роль школы неоспорима. С другой же – зачем мешать маме и папе, которые при любой возможности начнут обвинять педагогов в профнепригодности? Куда удобнее ограничиваться лишь оказанием услуг образования. А что делать в сложившейся ситуации детям, которым воспитания не хватает ни от школы, ни вечно занятых родителей? Постараемся разобраться.

Мнения двух сторон

Кто в воспитании ребенка главнее – родители или школа? В нашей стране с уверенностью ответят, что мама и папа, а за рубежом выделить что-то одно из этой пары, скорей всего, затруднятся. Ведь после того, как ребенок начинает посещать учебное учреждение, во многих странах школа берет на себя ответственность не только дать ему знания по базовым предметам, но и адаптировать к жизни в обществе, дать понятие о том, как вести себя в коллективе, анализировать новую информацию и применять ее во внешнем мире. В нашей же стране тенденция такова, что учителя предпочитают выдавать маленькому гражданину новые знания, готовить его к всевозможным тестированиям и ставить оценки, остальное же ложится на плечи родителей. И неважно, что мама и папа видят своего ребенка только по вечерам и выходным. Воспитывайте, это же ваша обязанность!

С другой стороны, педагогов можно понять. Ведь именно в них полетят камни, в случае если родители услышат дома нецензурное слово, увидят, что их ребенок полез в драку или ослушался. Тем более что учеников судят не по нравственным качествам и прилежному поведению, а по оценкам, и только им. Прибавим к этому риск ущемить права ребенка, оскорбить его или спровоцировать на неожиданные и, возможно, не совсем адекватные поступки. Вот и получается, что функция «подготовить к ЕГЭ» делается куда ценнее, чем «воспитать порядочного человека», а педагогов уже не так интересует воспитание в школе, когда есть другие, более поощряемые задачи.

К возможным причинам того, почему современная школа переориентировалась исключительно на образование, можно отнести загруженность педагогов отчетами, почти исчезнувшие классные часы, а также сокращение количества учебного времени, посвященного русскому языку и литературе, а именно эти предметы, по мнению исследователей, дают «лучшие уроки нравственности». Иными словами, учителям некогда общаться со своими учениками, поэтому они вынуждены ограничиться оказанием услуг образования. И точка.

А вот мамы и папы, как показали опросы, видят в школе второго, и чуть ли не главного, воспитателя. Они встречают своего ребенка слишком редко, чтобы заниматься комплексной работой, а от учебного учреждения ждут полноценного воспитательного подхода. Больше 77% участников социологического опроса на эту тему искренне считают, что именно школа должна воспитывать их детей. Особенно, если это воспитание в начальной школе, куда зачастую малыши приходят, мягко сказать, неподготовленными к жизни в обществе.

Именно от школы ожидают, что ребенок научится быть добрым и отзывчивым, познакомится с правилами этикета, выучит все вежливые слова и знаки, а заодно узнает, как выжить в современном обществе с пользой для себя. Но есть ли такие понятия в школьной программе воспитания?

Какой из школы воспитатель?

Источник фото: shutterstock.com

Что говорит программа?

Оказывается, настоящая программа воспитания в школе действительно существует. Это определение содержания деятельности детей во имя достижения воспитательного результата, - такое определение дает одна из методичек для педагогов. Программа указывает учителям на то, чем следует наполнять школьные будни учеников, чтобы развивать в них положительные качества. В нашей стране воспитание напрямую связывают с богатствами культуры. Изучая их, ребенок должен обретать способности к «созидательной деятельности и социальной жизни».

Программа, отвечающая за воспитание детей в школе, подразумевает совместную деятельность педагога и ребенка. Это времяпровождение направлено на приобщение к культуре и расширение кругозора. В школе ученик должен сформировать свое отношение к миру и собственную систему ценностей в нем. Педагог, в свою очередь, должен за годы обучения сложить у школьника представление о достойной жизни человека, научить отдавать себе отчет в своих действиях, развить потребность в постоянном осмыслении жизни и вовлечь в созидательную деятельность. И все это – за один-единственный классный час в неделю.

В списке воспитательных мероприятий – школьные праздники, тематические классные часы и различные познавательные мероприятия: экскурсии, соревнования, спектакли, встречи с ветеранами. Очень редко, но все еще можно встретить дни самоуправления, профориентации и интеллектуальные игры.

Какой из школы воспитатель?

Источник фото: shutterstock.com

О выводах

Напрашивается вывод, что нравственное воспитание в школе – «дело рук самих утопающих», то есть школьников. Ведь ни у педагогов, ни у родителей на это времени нет. Первые слишком заняты для воспитания собственного чада, у вторых связаны руки постоянной подготовкой к многочисленным тестированиям и боязнью ущемить ребенка в его правах (ведь этим профессионально научились манипулировать современные школьники). Возможно, именно поэтому у нас наблюдается тревожная тенденция: как замечают учителя, дети стали «другими».


Агрессивность, жадность, эгоизм и вспыльчивость – лишь некоторые из набора отрицательных качеств, которые любят показывать на уроках мальчики и девочки. Говорят, что поведение ребят стало далеким от духовно-нравственных идеалов, ими все чаще руководит прагматичность и жажда выгоды. Собственно говоря, все то, чем руководствуется и весь современный мир, не так ли?


Педагоги в один голос твердят, что хотели бы исправить сложившуюся ситуацию и взяться за воспитание школьников в стенах родного учреждения, если им позволят это сделать. Выход учителя видят в том, чтобы выделить на такую работу больше времени: увеличить количество классных часов, посвящать уроки обсуждению жизненных ситуаций и выходов из них, организовывать больше школьных мероприятий.


Ответ на вопрос, должна ли школа воспитывать наших детей, очевиден: безусловно, да. Но эффективным это воспитание будет только в сотрудничестве учебного учреждения и семьи. У команды «мама-папа-учитель» есть шанс воспитать «достойного человека» по всем канонам школьной воспитательной программы. 

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть