Вход на сайт
Регистрация
или
CAPTCHA
Регистрация кабинета врача и/или психолога
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Детский сад как утопия

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
12 сентября 17 в 00:00
5
Детский сад как утопия

Источник фото:  https://pixabay.com/

У каждого, кто ходил в детский сад или водил туда детей, свои воспоминания об этом заведении. У кого-то прекрасные, у кого-то ужасные. Но все детские садики, неважно, частные или муниципальные, устроены примерно одинаково: режим дня, прогулки, игры, музыка, рисование, чтение вслух.

Детские сады в XXI веке устроены именно так, как придумали «отцы-основатели» в XIX веке. Не удивляйтесь, но у истоков «детсадовского движения» стояли мужчины.

С их точки зрения, детский сад не просто склад, куда детей сдают на хранение, пока родители заняты на работе. Детский сад – это философия воспитания малышей, суть которой мало изменилась с момента изобретения детских дошкольных заведений.

Детский сад – изобретение социалистическое и утопическое, придумал его социалист-утопист Роберт Оуэн. Он верил, что характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не отвечают за свои поступки, если их не воспитывали правильно. Следует как можно раньше начинать прививать детям правила поведения. Идея действительно утопическая, ведь в те годы в Британии дети 5-10 лет работали на благо промышленной революции по 14-16 часов в день.

«Социалистическое» детство

Итак, согласно Оуэну, человек – продукт среды. Все дурное в людях связано с негативным влиянием бессердечного капитализма. А если человека правильно обучить и воспитать, он немедленно станет добрым и благонравным. Причем воспитывать надо начинать как можно раньше.

Дабы доказать теорию на практике, в 1816 году, фактически только отгремели наполеоновские войны, Оуэн открывает при собственной фабрике в Нью-Лэнарке «Новый институт для формирования характера». В него входили: дошкольное учреждение для детей от года до пяти, начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для подростков – фабричных рабочих, и вечерний очаг культуры, где обучали неграмотных взрослых. Там же родители могли получить консультации по воспитанию детей.

 На фабрике Оуэна был запрещен труд детей до 10 лет и до 10 часов 45 минут сокращен рабочий день, что было неслыханным и прогрессивным новшеством для того времени.

Программа воспитания и обучения малышей предусматривала чтение вслух, танцы, игры на свежем воздухе. С пяти лет детей начинали учить. Преподавали родной язык, арифметику, географию, естествознание, историю. Помимо общеобразовательных предметов, была предусмотрена индустриальная подготовка, практическая работа в мастерских, в саду и в поле. В 10 лет можно было приступать к работе на фабрике, а учиться по вечерам. На фабрике Оуэна был запрещен труд детей до 10 лет и до 10 часов 45 минут сокращен рабочий день, что было неслыханным и прогрессивным новшеством для того времени.

Чтение вслух, игры, в том числе на свежем воздухе, – и сейчас важнейшие составляющие дошкольного воспитания.

Детский сад как утопия

Источник фото:  https://pixabay.com/

Будущий император Николай Первый, посетивший фабрику Роберта Оуэна, был так впечатлен социальным экспериментом и успехами предприятия и сопутствующих учреждений, что предложил ему переселиться в Россию, прихватив два миллиона «лишнего населения» (тогда бедность объясняли излишками населения), и на российских просторах продолжать начатое дело по воспитанию хорошего человека. Англичанин благоразумно отказался.

Впрочем, «Новый институт для формирования характера» продержался на фабрике всего пару лет. Предприятие стало терпеть убытки, владельцы начали сокращать расходы, и разочарованный Оуэн продал свою долю в фирме. Так что первое дошкольное воспитательное учреждение в истории человечества закрылось, как явно убыточное.

Сад для цветов жизни

Хотя первый прообраз детского садика появился в Британии, в английском языке прижилось полунемецкое слово kinder-garden, поскольку название изобрел немец.

В 1837 году Фридрих Вильгельм Август Фрёбель открыл учреждение для игр и занятий детей младшего возраста. Название «детский сад» он придумал сам, так как верил, что дети – цветы жизни, которым нужен умелый и тщательный уход, поэтому выращивать их должны опытные садовники.

Это учреждение для детей продержалось всего около двух лет и закрылось, как убыточное, а Фрёбель стал активным теоретиком и проповедником дошкольного образования. Выступал с лекцией даже перед королевой Саксонии, правда, королева идею не поддержала. Возможно, ей – и многим мамочкам сейчас – было ближе привычное домашнее воспитание. Кто лучше матери накормит, укутает или позабавит дитя?

Фрёбель, однако, считал целью воспитания не просто тщательный уход за ребенком, а выявление его природных особенностей, его самораскрытие.

Детский сад должен был способствовать всестороннему – как физическому, так и психическому – развитию детей. Ядро педагогики детского сада, по Фрёбелю, – это игра. В игре ребенок формирует свой внутренний мир, изображая мир внешний. Копируя жизнь семьи, уход матери за младенцем, играя в войну или в доктора, ребенок повторяет нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря его фантазии и мироощущению.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фрёбель предложил шесть «даров». Мячи, всевозможные фигуры в виде ромба, цилиндра и шара, кубики разных цветов и видов, практически все, чем оснащены современные садики и детские комнаты, – это наследие Фрёбеля. Скажем, разноцветные мячи позволяют научить ребенка различать цвета, а раскачивание мяча на ниточке «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево» помогает научить пространственным представлениям. Шары, кубики и цилиндры дают возможность осознать форму разных предметов. Кубики помогают получить представление о целом и составляющих его частях.

 Кубики Фрёбеля числом от 8 до 100, разделенные по диагонали или на плитки, – в сущности, предшественники современного Лего.

Фрёбель формулировал наукообразно: «сложное единство», «единство и многообразие», которое развивает творческие способности, ведь строить из кубиков можно, различно их комбинируя. Кубики Фрёбеля числом от 8 до 100, разделенные по диагонали или на плитки, – в сущности, предшественники современного Лего.

Детский сад как утопия

Источник фото:  https://pixabay.com/

В воспитательной программе Фрёбеля, помимо мячей и кубиков, были подвижные игры, рисование, лепка, вырезание из бумаги, вышивание, конструирование и так далее. Все, что современные психологи называют играми, развивающими мелкую моторику, которая формирует характер и интеллектуальные способности ребенка. Идеи Фрёбеля, хоть и в осовремененном виде, – основа обучения в детских садах, куда ходят наши дети.

Победа kinder-garden-ов

Не сразу, но детские сады стали базой дошкольного воспитания во многих странах, в том числе в России. Первые детские сады в Российской империи открылись еще в XIX веке: в Хельсинки, тогда Гельсингфорсе, в Петербурге, Москве, в Сибири. Причем, как правило, это были заведения для людей состоятельных. Считалось, что воспитание, подкрепленное научным подходом, предпочтительнее.

Детских садиков стало существенно больше после революции, которая освободила женщин от «домашнего рабства». Через детские сады прошли почти все советские детишки. Российские мамы тоже водят туда своих детей. Кто-то вынужденно, поскольку семье не прожить без заработка мамы, кто-то потому, что считает социализацию важным элементом воспитания. У каждого свои воспоминания и представления об этих учреждениях.

Кому-то повезло – и досталась воспитательница, больше похожая на Мэри Поппинс, которая каждую прогулку или урок рисования превращала в увлекательное путешествие. Кому-то повезло меньше – и его воспитывала суровая и крикливая Фрекен Бок, заставлявшая ходить по струнке и сидеть за столом, словно аршин проглотил. Но это не отменяет дошкольную педагогику как науку и не отменяет пользу правильно организованных детских садов.

Кстати, из-за революции забылся дореволюционный опыт и даже сленг. Сейчас воспитательниц детсадов кличут «воспиталками», а в конце XIX – начале XX века называли «фребеличками».

Правда, классно было бы услышать от малыша, вернувшегося после весело и интересно проведенного дня в садике озорные слова: «Нам фребеличка сегодня сказку читала, а потом рисовали».


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Комментарии5
Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь
Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть