Вход на сайт
Регистрация
или
register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Наталья Искра: о гаджетах, раннем развитии и детях-невротиках

Автор
Анастасия Мармузова
Анастасия Мармузова
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
16 Февраля 21 в 13:00
Наталья Искра: о гаджетах, раннем развитии и детях-невротиках

Источник фото: olia danilevich / Pexels

Есть ли жизнь после дистанционки, стоит ли начинать учиться читать в два года, как правильно выбрать школу и не убить учебную мотивацию – об этом порталу «Аист на крыше» рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности СПбГУ Наталья Искра.

Наталья Искра: о гаджетах, раннем развитии и детях-невротиках

Источник фото: vk.com

– Наталья Николаевна, к радости родителей, пока школы вернулись в нормальный режим. Но в первую волну пандемии некоторые эксперты называли формат дистанционного обучения «параличом образования». Вы согласны с такой оценкой?

– Здесь важно понять, для кого именно это стало параличом и почему. Больше всех пострадали, конечно, родители детей начальной школы, которые были вынуждены заниматься уроками, при этом не переставая работать. Ведь в этом возрасте обучение возможно только при непосредственном участии взрослых. Тут да, я понимаю негодование родителей. К концу четвертого класса мы ожидаем, что ученик может более-менее самостоятельно решать свои учебные задачи, в частности, справляться с материалом без неусыпного контроля и помощи мамы и папы. Конечно, при условии, что мама и папа не страдают гиперопекой. Поэтому если с дистанционкой возникли проблемы у детей средней и старшей школы, если требуется постоянное вмешательство родителей – значит, у ребенка трудности с учебной мотивацией. Отчасти в этом может быть виновата сама школа, но это отдельный разговор.

– Что можно сделать, чтобы мотивация не пропала?

– Не убивать ее с раннего детства. К сожалению, в нашей стране это происходит повсеместно. Мамочки на детской площадке условно делятся на два лагеря: тех, кто разрешает детям пробовать песок, и тех, кто нет. Это, конечно, метафора, но поймите суть. Первые дают ребенку свободу и не ограничивают его возможность исследовать окружающий мир. Вторые строят систему воспитания на запретах: не лезь в лужу, не бегай, не кричи, не отсвечивай. Дальше такой малыш идет в детский сад, где его тоже окружают правилами и доходчиво объясняют, где его место, – следующий гвоздь в гроб естественного детского любопытства. Потом наступает школа, где ребенка ко всему прочему еще и оценивают. К пятому классу, за редким исключением, мы получаем детей, которые уже не хотят учиться. Исключения составляют дети, чьи родители своим примером показывают любовь к познанию: читают, изучают, вовлекают ребенка в этот процесс. Каждая возможность используется для того, чтобы узнать что-то новое. Не из-под палки, а ради веселья и получения удовольствия. Мы не имеем в виду ситуацию, когда в девять утра в воскресенье ребенка тащат в Эрмитаж и заставляют выучить названия картин под страхом лишения гаджета.

– Кстати, о гаджетах. Как тут быть? Запрещать, ограничивать?

– Гаджеты – это наша жизнь, и ничего плохого в этом я не вижу. Задача родителя – научить ребенка использовать их для познания и обучения, а не как инструмент, способный нейтрализовать надоевшее дитя. Это скользкий путь: сначала мама сует гаджет ребенку каждый раз, когда его нужно занять или успокоить, а потом удивляется, что он сидит в телефоне, не вылезая, и ничего больше не хочет. Смотри пункт про убитую мотивацию.

Наталья Искра: о гаджетах, раннем развитии и детях-невротиках

Источник фото: Andrea Piacquadio / Pexels

– Многие родители одержимы идеей раннего развития: детей едва ли не с пеленок начинают учить буквам, английскому, музыке… Не уметь читать и писать в первом классе стыдно. Дальше эта гонка лишь набирает обороты. Где искать здоровый баланс?

– В правильном понимании самого процесса развития ребенка, в том числе на физиологическом уровне. Участки головного мозга, отвечающие за определенную сферу деятельности, формируются поэтапно. И если попытаться насильно включить определенную зону раньше срока, это негативно скажется в дальнейшем. К примеру, то же чтение – навык от пяти лет и старше. Конечно, можно начать учить буквы в два года, и малыш, вполне вероятно, это сумеет. Но в этом возрасте ему нужно совсем другое – подвижные игры, тактильное развитие, мелкая моторика. Принуждая его читать, мы воруем у ребенка его бесценный ресурс, которого потом просто не хватит. Не говоря о том, что такие дети зачастую формируют ложную личность, чтобы угодить маме. А это готовая жертва насилия в будущем.

– Выбор школы тоже играет огромную роль. Как тут не ошибиться?

– Во-первых, за год до школы крайне рекомендуется пройти тестирование на готовность к школе и показать ребенка нейропсихологу. Это позволит понять, есть ли какие-то особенности развития, и что-то успеть скорректировать. Сделать это можно бесплатно в любом районном центре социальной помощи. Первые полгода школы важно внимательно наблюдать за состоянием ребенка: если он начал часто болеть или резко ухудшилось поведение, это могут быть косвенные признаки дезадаптации – психологической, педагогической или социальной. От последней, кстати, чаще страдают дети, не посещавшие детский сад.

Вообще в выборе школы важно следовать за ребенком, а не за собственными амбициями. Многие родители выбирают престижные гимназии из лучших побуждений, из стремления дать ребенку качественное образование. При этом зачастую эмоциональный и интеллектуальный ресурс сына или дочки не учитывается. Если говорить о начальной школе, то ее главная задача – научить учиться. Надо выбирать хорошего, теплого учителя, который не будет чрезмерно оценивать и сможет принять во внимание особенности личности ребенка. Пусть он будет строгим, но главное его качество – любовь к детям – должно быть непоколебимым. Увы, среди заслуженных учителей много таких, которые ради высоких показателей попросту выдавливают ребят, способных эти показатели испортить. Но никакие результаты не стоят того, чтобы делать из ребенка невротика.

– Если в школе возникает конфликт, какова стратегия родителя? Всегда быть на стороне ребенка, что бы ни случилось?

– Пока есть кто-то третий – да. Ни в коем случае нельзя прилюдно ругать, соглашаться с учителем, директором, другими родителями. Когда вы останетесь наедине, обязательно нужно спокойно разобрать, что произошло. Оптимальная схема – обсуждать эмоции, которые переживает ребенок по поводу случившегося. Поддержать ребенка в этих эмоциях, назвать их: «Я вижу, что ты злишься из-за того, что тебя выгнали с урока». Также крайне важно показать ребенку, что вы понимаете и разделяете его чувства: «Мне тоже было бы грустно, если бы мне поставили двойку». Следующий этап: «Давай подумаем, что можно сделать». Разумеется, важно помнить, что в любом конфликте есть две стороны. Первый шаг ­­– попытаться договориться. Спросить учителя, что вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Если возможно – сделать это. Но если, например, ваш ребенок не переносит крика, а учительница все время кричит, то сколько с ней ни договаривайся, она не изменится. Тут разумнее всего будет поменять учителя. Или даже школу.

– Подростковый возраст – можно ли его пережить без моральных потерь?

– Можно, если осознать, что милый ласковый малыш вырос и по-старому уже не будет. Принять это. Главная задача подросткового периода для родителя – сохранить отношения. Конечно, надо выставлять границы дозволенного: если ребенок живет с вами, он должен подчиняться каким-то правилам. Не стоит устраивать войну, но полезно четко объяснить причину и следствие: если ты делаешь так – будет вот так. А вообще, это хороший повод заняться своей жизнью и, наконец, вырасти самим: не впадать в детство, не бороться, не обижаться. И потихоньку отпустить ребенка: осознанно, всегда оставляя ему место для возвращения.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть