Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Первая школа гуманизма от Эразма Роттердамского

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
9 сентября 18 в 12:00
Первая школа гуманизма от Эразма Роттердамского

Эразм Роттердамский попал в школьные учебники истории как первый гуманист, как идеолог школы, построенной без муштры. Правда, некоторые рекомендации педагога-гуманиста могут испугать современных родителей.

Эразм Роттердамский – автор первого мирового бестселлера. В эпоху, когда только зарождался книгопечатный бизнес, две сотни переизданий только одной книги, которую он считал безделушкой, говорят сами за себя. Его «Похвалу глупости» читали во всех европейских столицах – от Лондона и Гааги до Парижа и Рима.

Переводчик Евангелия с греческого. Друг Томаса Мора, автора знаменитой «Утопии». Гражданин мира, родившийся очень вовремя – в середине ХV века. Современник Мартина Лютера, Леонардо да Винчи, Христофора Колумба. Он был универсальным гением, внедрившим «научный метод» в теологию и разработавшим принципы школы Нового и Новейшего времени.

Сирота, богослов, педагог

Будущий «князь гуманистов» Эразм из Роттердама был дитя любви. Его родители страстно полюбили друг друга, стали жить вместе, но свадьбу сыграть не могли – отцу будущего ребенка прочили церковную карьеру и не благословили их брак. Но юные родители безумно любили незаконного сына, уже второго по счету, и даже имя придумали говорящее: Гергард – «желанный». Он потом уже сам переведет это имя на латынь и на греческий и войдет в историю как Desiderius Erasmus (Желанный-Желанный) из Роттердама. Он родился в пригороде Роттердама, отсюда и прозвище.

Согласно предписаниям католической церкви, дети, рожденные вне брака, считались изгоями, но жизнь вносила свои коррективы. О том, что «бастард» – не приговор , мы уже писали.

Эразм Роттердамский резко выступал против методов воспитания в средневековых школах, где как в «пыточном каземате, где ничего не услышишь, кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий и неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».

Родители боготворили и Эразма, и его старшего брата. Думали и о хорошем образовании для мальчиков. Эразму было 4 года, брат – чуть старше, когда их отдали в лучшую из окрестных школ. Школа «братьев общей жизни» в городке Гауда (да, привычный сорт сыра тоже делали и делают там) была чрезвычайно популярна. Вероятно, именно в школьные годы Эразм начал размышлять о педагогике вообще и об отношениях учителя и ученика в частности. В одном из своих сочинений он упоминает печальный школьный опыт, когда он чуть не умер из-за неправедного наказания, наложенного учителем. Именно личный опыт навел его на мысль, что современная ему школа больше похожа на пыточный каземат.

В 13 лет он стал круглым сиротой – родители и брат умерли от чумы. Несовершеннолетнему, незаконнорожденному сироте один путь – в монастырский приют. Тяга к знаниям и явные способности к языкам определили его монастырские занятия – Эразм разбирал рукописи, в том числе античные. Рукописи стали любовью всей его жизни. Способного мальчика присмотрел один из епископов – взял в секретари, вывез в Париж. А там знаменитая Сорбонна, где Эразм учился. Он потом еще много лет учился, параллельно подрабатывая репетиторством и переводами. Кембридж, Турин, Болонья, Флоренция... В результате – степень доктора теологии, что, кстати, возмутило его великих соратников эпохи Возрождения, тогда теология уже была не в моде. Бесконечная учеба и навела Эразма на мысли о преобразованиях в образовании.

Первая школа гуманизма от Эразма Роттердамского

Источник фото:  ru.wikipedia.org

Школа от Эразма

Принципы образования и воспитания ребенка, разработанные Эразмом Роттердамским, базируются на семи «китах», на семи базовых постулатах:

1. Людьми не рождаются, но становятся ими в результате воспитания.
2. Разум делает человека человеком.
3. Человек обладает свободной волей, только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность.
4. Любое насилие и любые войны противны человеческой природе.
5. Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут сделать это сами, то должны подобрать хорошего учителя.
6. Ребенку необходимо религиозное, умственное и нравственное воспитание.
7. Физическое развитие так же важно, как развитие умственное.

Эти постулаты изложены в педагогических трактатах Эразма «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма».

Эразм отстаивал сочетание античной и христианской традиций при создании идеальной школы, а еще выступал за активность воспитанника. Природные способности можно реализовать лишь через напряженный труд. Разумеется, он резко выступал против методов воспитания в средневековых школах, где как в «пыточном каземате, где ничего не услышишь, кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий и неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».

Любой прогрессивный педагог ХХI века подпишется под каждым из вышеизложенных тезисов Эразма Роттердамского. Этот «князь гуманистов» вроде бы впервые задумался о детстве и детях. Об их правах. Хотя кое-что из вышесказанного могло бы и насторожить.

Идеальный ребенок – примерный ученик не хохочет

Школа, согласно воззрениям Эразма, должна заниматься не только образованием, но и воспитанием, причем воспитание – цель, а обучение – только средство. Однако правильно выстроенное обучение и позволяет правильно воспитать ребенка. А правильное образование – образование классическое, в основе которого латынь, древнегреческий и античная культура.

Обучение надо начинать очень рано, лучше всего лет с трех, когда дети очень восприимчивы к языкам. Учить надо в игре, но игры не должны быть слишком сложными и шумными. Очень полезны игры на запоминание. Тренировка памяти помогает дальнейшему обучению ребенка. Ну и самое главное: в процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».

В педагогической теории Эразма Роттердамского был полностью запрещен смех. С его точки зрения, смех свидетельствовал «либо о глупости, либо о душевной порче, либо о чистом безумии».

В общем, идеальная современная школа, придуманная одним из главных гуманистов в Европе еще в ХVI веке.

Правда, если вчитаться в труды Эразма Роттердамского, то выяснится, что любовь ученика к учителю была, в принципе, односторонней, а тренировки на память и предполагаемые игры виделись Эразму весьма своеобразно. Он резко критиковал палки и розги, но считал допустимыми другие наказания. Поставить в угол, на колени, отказать в родительском благословении, вынудив слезно вымаливать его, и прочее считалось вполне допустимым. Игры с тренировкой памяти по Эразму больше похожи на банальную зубрежку. А его представления о правильном поведении детей, по современным меркам, весьма далеки от гуманизма.

Важнейшим итогом правильного воспитания ребенка считались кротость и самоконтроль. Никаких шалостей, никаких игр в прятки и пятнашки. «Нельзя переступать с ноги на ногу, сплетать пальцы, закатывать глаза или бесцельно слоняться», – писал в своих поучениях Эразм Роттердамский.

Разговаривать со взрослыми следует точно, коротко и по существу, с достоинством выговаривая каждое слово. От детского лепета и прочих признаков младенчества следует избавляться как можно раньше. Как можно раньше следует заучивать наизусть «добронравные, серьезные и глубокомысленные заповеди про единого незримого Бога, создателя всего сущего». Смысл этих сентенций трехлетний ребенок вряд ли мог осознать. А при общении со взрослыми детям лучше молчать, на вопросы отвечать ясно и по существу.

В педагогической теории Эразма Роттердамского был полностью запрещен смех. С его точки зрения, смех свидетельствовал «либо о глупости, либо о душевной порче, либо о чистом безумии». Также, согласно педагогическим воззрениям Эразма Роттердамского, детям запрещалось «морщить нос, кривить рот, поднимать брови и уж тем более выламывать их, как еж, зевать, сморкаться и чихать».

Эразм придумал своеобразный гуманизм в школе – без смеха, беготни и при полной покорности учеников, которые становились кроткими, стоя на коленях, зато без палок и розог.

Правда, от розог и палок педагоги не могли отказаться еще триста лет, невзирая на критику великого гуманиста, автора первого бестселлера в истории человечества.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть