Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Российская система образования разрушит наше будущее

Анна Романова
Подписаться 6
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Российская система образования разрушит наше будущее

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

Образование в нашей стране поверхностно, оторвано от жизни и максимально дискомфортно для учащихся, и ошибки, допускаемые в процессе получения этого самого образования, ярко отпечатываются на дальнейшей жизни детей, которые затем становятся политиками, врачами, учеными и учителями и продолжают так же неправильно учить следующие поколения. Так почему же неправильно?

Несоответствие современности и слабое гуманитарное образование

Как покорить родителей любого ребенка? Скажите, что у вас академическое образование, вы учите детей французскому, латыни, древнегреческому и игре на рояле, а также бальным танцам. К сожалению, выпендреж – то, к чему стремятся взрослые, даже когда речь идет об образовании их чад. В результате получается пародия на Царскосельский лицей. Растят Пушкиных, забывая, что Пушкин жил триста лет назад и что образование, которое он получал, действительно помогало ему в жизни. Как сейчас ребенку помогут древнегреческий и танцы – я представить не могу. Эрудиция – это прекрасно, просто чудесно, но эрудиция не должна вытеснять нужные для современного человека практические знания и навыки. Пушкин не нуждался в том, чтобы уметь говорить по-китайски и поэтому китайский не учил, тогда как латынь и французский были нужны для комфортного существования в дворянском обществе того времени. Для современных детей латынь – тот же китайский для Пушкина. Она не нужна, и уж точно не нужнее, чем умение обращаться с бытовой техникой, готовить, ориентироваться на местности, правильно питаться и следить за здоровьем. В погоне за «хорошим образованием» взрослые забывают о том, что мы живем в XXI веке, и то, что раньше было уместно, сейчас бесполезно. «Как было раньше» и «хорошо» – разные вещи. Мозг ребенка и количество часов в сутках небесконечны, и вместить академическое образование, занятия спортом, игру на скрипке и помощь родителям по дому невозможно. Нет, конечно, возможно, если вы хотите получить задолбавшееся дитя с синяками под глазами и нелюбовью к жизни. Я как-то подобное пробовала на себе – мне не понравилось.

В школах изучают устаревшее, теоретическое, классическое, академическое. То, что должен знать каждый порядочный интеллектуал. И получается стадо интеллектуалов. Интеллектуалов, которые не видят дальше классицизма и сентиментализма, говорят штампами, которые вбила в голову престарелая учительница литературы. Человек открывает для себя окружающий мир через того же самого Пушкина, который жил и помер три века назад, соответственно, видел он перед собой только то, что было три века назад, и писал о том, что видел. Самое позднее, что изучают дети, – Гумилев, расстрелянный сто лет назад, и это для российского образования – современная поэзия. Как будто эти сто лет ни в мировой, ни в отечественной литературе ничего не происходило. А то, что происходит здесь и сейчас, игнорируется и не воспринимается всерьез. Советский поэтический агитпроп типа Твардовского я в расчет не беру, но даже Окуджаву, Евтушенко, Ахмадулину и Аксенова никто в школах не проходит.

Учителя делают вид, что учат, и в результате ученики начинают делать вид, что учатся, а потом вырастают и делают вид, что работают, тупо заучивая термины и алгоритмы, не анализируя и не создавая новое.

Гуманитарные науки – литература, обществознание – являются тем самым окном во «взрослый мир», и через это окно ребенок понимает этот мир не на уровне биологии, а на уровне восприятия социума человеком. Если вы начнете рассказывать другу про страну с другой культурой, вы расскажете не про жесткость воды и особенности физиологии местных животных, вы расскажете про обычаи, законы, фольклор, то есть как раз про то, что изучают гуманитарные науки. А теперь давайте вспомним, чему учат в наших школах.

Что хотел сказать автор? И попробуй напиши то, что не понравится занудной перечнице с огромными очками. Поставит двойку и успокоится. А Пете Пупкину влепит пятерку за то, что он по шаблону написал, что любовь – это хорошо, а ревность – это плохо. И в следующий раз подобный поверхностный бред напишет уже весь класс, ведь мама с папой будут смотреть не на глубину мысли в сочинении, а на оценки в дневнике. Это, кстати, еще одна из ключевых проблем современного образования, но о ней чуть позже. Дайте ребенку зазубрить даты жизни, самые известные произведения и самые пафосные изречения мужика, который тысячу лет назад оставил этот бренный мир, и скажите преподносить всю эту кипу бессмысленной информации, как правду жизни, показатель ума или разумные аргументы, и ребенок поверит в это. Только не забывайте, что он будет судить о мире так, как о нем судили тысячу лет назад.

Все образование ограничивается тем, что первые четыре года ребенок учится считать до двадцати и писать буковки в прописи, то есть четыре года в школе мусолят программу, которую большинство детей освоили в пять-шесть лет как раз для того, чтобы в эту же самую школу и поступить. А потом, классе в пятом, наваливают по семь уроков, во время которых ученики бездумно зубрят учебники сорокалетней давности.

Российская система образования разрушит наше будущее

Изображение silviarita с сайта Pixabay

Однако можно подать все это иначе. Можно не учить всех вокруг по одинаковым устаревшим учебникам. Можно говорить об ушедших творцах и их мыслях, как об этапах развития человеческого восприятия мира, как об отражении духа эпох, в которых они жили, можно анализировать эти мысли и произведения, проводя параллель с политической ситуацией. Можно рассказать, что изначально «Черный квадрат» на выставке по задумке находился там, где должен был быть красный угол, то есть заменял собой иконы, можно проанализировать этот прием и дать ему множество толкований, а потом попросить ребенка истолковать по-своему. Можно рассказать про князя Мышкина и его взаимоотношения с Рогожиным, составить психологический портрет обоих, подумать над тем, почему образ Христа фигурирует в романе. Можно не вбивать в голову ребенка заученные популярные теории, а помочь ему самостоятельно прийти к его собственному прочтению того или иного произведения искусства, того или иного исторического события.

Слишком удобно и привычно создавать видимость бурной деятельности, а на деле просто надиктовывать информацию из учебника и требовать, чтобы дети ее зазубрили.

Можно, да. И это интересно не только ученикам, но и учителям. Но слишком удобно и привычно создавать видимость бурной деятельности, а на деле просто надиктовывать информацию из учебника и требовать, чтобы дети ее зазубрили. Учителя делают вид, что учат, и в результате ученики начинают делать вид, что учатся, а потом вырастают и делают вид, что работают, тупо заучивая термины и алгоритмы, не анализируя и не создавая новое. Учитель требует, чтобы дети зазубрили информацию, дети ее зубрят или пишут шпоры, сдают на четыре-пять и гордо забывают все, что зазубрили или подсмотрели, и в результате мы имеем стадо пустоголовых уставших детей, пустоголового уставшего преподавателя и потраченное время. И больше ничего. Ни умения решать задачи, ни умения самостоятельно анализировать, ни умения работать с информацией.

Дети лишены жизненно необходимых навыков

Письменная и устная речь

Когда мы приходим в школу, нас начинают сразу же пичкать шаблонами написания сочинений. Письменная речь максимально систематизирована, но это скорее плохо, чем хорошо, потому что потом будет невыносимо сложно писать эссе, импровизировать.

С устной речью все еще хуже – из-за отсутствия опыта в какой-либо устной работе, кроме чтения зазубренных стишков, ребята умеют выражаться исключительно в стиле «ну, короче, того-этого». К сожалению, взаимодействие учителей и учеников строится на письменных ответах. Учитель задает вопрос, ученики пишут ответ на листочках, затем зачитывают. Иногда преподаватель спрашивает теоремы или параграфы, но возможности научиться формулировать свои мысли на ходу и грамотно их излагать у учеников практически нет. Я не знаю, почему так происходит, может, выслушивать ответы менее удобно, чем проверять их по листочкам, но в результате выходит так, что в школе нет практики – только теория да решение задач под чутким руководством учителя.

Навыки презентации

Как только учитель произносит роковую фразу «выйди к доске и прочитай свое сочинение», каждый порядочный школьник обязательно прячется за тетрадь. И не всегда это происходит потому, что нерадивый ученик ничего не написал. Лично я чаще писала сочинения, чем не писала, но читать их при всем классе все равно было страшно. А все потому, что с первого класса любое творчество ученика видит исключительно преподаватель, и наличие минимального количества публики вызывает панику. Дети боятся сцены, боятся публичных выступлений. Да я не раз видела, как доклады, которые задают раз в год, дети сдавали преподавателю, а не рассказывали перед классом.

Из неумения презентовать информацию публике растет боязнь публики, косноязычие и абсолютное неумение работать с чем-то, кроме теории. Все, что получают дети, сталкиваясь с новой для них темой, – номер параграфа в учебнике и задания, которые в любом случае решает за них преподаватель, диктуя последующие действия. Нет самостоятельной исследовательской работы, которая является единственным способом глубоко изучить тему. В идеале ребенок лучше поймет тему так: если ему назовут тему, скажут, что искать, и помогут составить план проекта. Помогут, а не составят за него! И после этого дадут время, достаточное для изучения темы.

Социальные навыки

Знаете этот образ типичного ботана? В очках, социофобный, вечно что-то зубрящий, закопавшийся в своем мирке знаний и занудства? Так вот, все мы – такие ботаны. Мы не знаем, как общаться с людьми, не знаем, как спросить на улице дорогу, у всех детей моего поколения существует закономерный страх перед людьми и перед взаимодействием с ними. Я преодолела этот страх только потому, что рано начала работать с людьми и мне просто пришлось задвигать свои страхи куда подальше – иначе бы не заплатили. В школе нас ругают за то, что мы бегаем, громко говорим, переговариваемся на уроках. Это называют дисциплиной, а на самом деле просто не позволяют логично и закономерно развивать социальные навыки.

Российская система образования разрушит наше будущее

Изображение Wokandapix с сайта Pixabay

Навыки работы с документами

Мне бабушка недавно сказала, что нынче очень ценится навык работы с документами и нужно бы мне в какой-нибудь колледж поступить, после которого я бы с этими загадочными документами умела работать. Как потом выяснилось, подразумевается банальная внимательность при заполнении заявлений и остальных бумажек, которые являются страшной загадкой для всех смертных. А собственно, с какого перепугу эти бумажки так страшны и непонятны? По сути, работа с теми или иными документами окружает нас постоянно, мы постоянно вынуждены что-то подписывать, заполнять, и каждый раз лично я испытываю иррациональный страх перед кипой белых листочков. И каждый раз мне хочется подписывать не глядя, не читая, что я подписываю, просто подписать и отложить поскорее как можно дальше. И грешу подобным не только я, но и старшее поколение, и мои ровесники. Этот страх становится предметом шуток, стеба, подается, как что-то нормальное. Конечно, паниковать тут не из-за чего, но такой вот нужный житейский навык напрочь отсутствует у большинства с детства. Люди платят немаленькие деньги, просто чтобы не возиться с бумажками, не напрягаться, потому что банально не умеют.

Знание географии родного города

Вот сдавали мы в школе карту Южной Америки, карту Европы, карту Азии, а толку? Зачем мне знать, где находится Вьетнам, если я не знаю карту метро своего родного Питера? Конечно, Европа, Америка, Азия – это хорошо, это чудесно, но живем-то мы не в Южной Америке, живем мы в Питере, и прежде чем зубрить карту Азии, нужно хотя бы примерно выучить карту метро. Начать Садовую от Невского отличать. Научиться доходить пешком от одной станции метро до другой. А то современные школьники имеют представление обо всем мире, но добраться до пункта назначения без потерь не могут.

Знания о современном мире

Сосредоточившись на стихах Державина и остальной унылости, дети тратят свое время на заучивание од, высокопарных стихов, они учатся отличать ямб от хорея, зубрят латынь, углубляются в изучение биологии и высшей математики, но почистить от вирусов компьютер могут единицы. Да, компьютер – это важнейшая часть жизни современного человека, потому что именно он дает возможность искать информацию, работать с ней, создавать документы. Компьютер заменяет тонну книг, тетрадей, он способен заменить практически все, поэтому не стоит его недооценивать. Зачем лазить по библиотеке и искать в толстенном словаре каждое слово, если можно поберечь свое время и забить в переводчик? Значение слова от этого не изменится, а ребенок не поглупеет. Поэтому умение работать на компьютере – это базовый навык, необходимый каждому современному человеку, и именно этим навыком чаще всего пренебрегают.

В школах изучают устаревшее, теоретическое, классическое, академическое. То, что должен знать каждый порядочный интеллектуал. И получается стадо интеллектуалов. Интеллектуалов, которые не видят дальше классицизма и сентиментализма, говорят штампами, которые вбила в голову престарелая учительница литературы.

Система оценок

На самом деле наша система оценок четырехбалльная. И выглядит она так: «плохо», «не очень плохо», «неплохо» и «молодец, возьми с полки пирожок». Причем ставят оценку за всю работу в целом, тогда как логичнее оценивать ее с нескольких сторон. Например, грамотность речи, креативность и подача.

Система оценок для всех одна. Тот, кому повезет списать, будет оценен выше, чем тот, кто из сил выбивался и получил долгожданное «удовлетворительно». Как обычно, отсутствует индивидуальный подход. Вообще, вся система обучения, которой подвергаются дети, не подразумевает индивидуального подхода. Эту проблему решила бы профильность образования, но если ее нет, то не стоит хотя бы создавать условия для обобщения. Иначе получается так, что и ребенок работает на оценки, и преподаватель работает на оценки, а в результате – плевать и ученикам, и учителям.

В американских школах же существует полезная практика: в начале учебного года ученики пишут тест по основным предметам. Этот тест помогает выяснить слабые стороны каждого из учеников. По предмету, с которым у ученика выявились проблемы, с ним занимаются больше, находя индивидуальный подход. И вот это – чудесный способ разносторонне развить личность, причем действительно развить, а не просто напичкать знаниями.

Хлеб насущный – лучший стимул для взрослого человека, и в таком случае преподаватель будет действительно заинтересован в том, чтобы донести информацию наиболее доходчиво и интересно.

Оценка за ответ

Только в моей последней школе оценивали старание и креативность, тогда как в предыдущих трех ставили оценку в случае, если ответ совпадает с ответом, написанным на последних страницах учебника. В результате дети списывали решение из ГДЗ вместе с ответом и гордо сдавали, а преподаватели уныло ставили плюсики напротив ожидаемо правильных ответов. И именно поэтому дети боятся контрольных – их волнует результат в виде оценки, за которую поругают или похвалят родители.

Отсутствие моральной мотивации

В наших школах широко практикуется публичное гнобление ребенка, и детей мотивирует только тот факт, что их не будут унижать, если они хорошо напишут контрольную. Неудачи в учебе становятся поводом для оскорбления (не оскорбляя прямо, учителя все равно оценивают работу, как «плохо», нередко позволяют себе уничижительные комментарии). Единственно возможный адекватный вариант – подача контрольных и тестов как исключительно непредвзятой проверки знаний. И вот если проверку ребенок прошел хорошо, значит, нужно его похвалить и объяснить, что вот здесь и вот здесь он был особенно хорош. Если ребенок написал работу неудачно, допустима только похвала с упоминанием моментов, в которых ребенок показал свою сообразительность, а также мягкая критика с предложением помощи. Если ребенку сказать, что он потрясающе точно понял задачу и нашел интересное решение, только вот с арифметикой у него все не совсем гладко и поэтому ответ вышел неверный, он с радостью попытается достичь лучших результатов и захочет работать над своими слабыми сторонами.

К сожалению, ученики привыкли воспринимать учителей, как врагов, а обучение – как неизбежное зло. И учителя всеми силами подтверждают эти предрассудки, делая их реальностью.

Российская система образования разрушит наше будущее

Изображение Miroslavik с сайта Pixabay

Отсутствие мотивации у учителей

Что греха таить, с зарплатой у наших учителей все не совсем круто. Хуже то, что зарплата учителей зависит от количества рабочих часов в неделю и от наличия классного руководства. То есть платят за количество, а не за качество. И преподаватель, тупо зачитывающий учебник на уроке, получает столько же, сколько и преподаватель, максимально вкладывающийся в учеников.

Опять же, в этом вопросе западные школы нас опережают. Достаточно удобная система позволяет сделать так, чтобы преподаватели были заинтересованы в высокой успеваемости учеников. Задача преподавателя – заинтересовать в предмете, чтобы дети, когда придет время выбирать предметы, которым они будут учиться в первую очередь, выбрали именно этот предмет. От того, насколько предмет востребован среди учеников, зависит зарплата преподавателя. Также на это влияет то, как ученики сдадут итоговые экзамены по предмету, причем сжульничать невозможно – экзамены принимают независимые эксперты. Хлеб насущный – лучший стимул для взрослого человека, и в таком случае преподаватель будет действительно заинтересован в том, чтобы донести информацию наиболее доходчиво и интересно.

Если продолжать учить детей без креатива, без идей, без личной заинтересованности, вбивая в их головы сухую теорию и академические тезисы, вырастет стадо интеллектуалов, которые будут много выпендриваться, мало знать и ничего не делать. А таких людей множество, и мы все ими являемся в той или иной степени.

Подведем итоги

Не хочется говорить, что вот тут все плохо, а там все хорошо, потому что все плохо или хорошо не бывает никогда. Однако что есть, то есть. Увы, сейчас действительно учатся только те дети, которые этого очень хотят и которые нравятся учителям. Ведь учитель не заинтересован в том, чтобы искать индивидуальный подход к ребенку – ему от этого не холодно и не жарко, его зарплата будет все такой же небольшой, поэтому дети либо учатся сами, либо просто бездумно зубрят, чтобы сдать и забыть, и их креативность, как правило, на нуле, если только родители отдельно не занимаются с ребенком чем-то еще.

Время идет, а система образования практически не меняется, мы все так же учимся по учебникам, многим из которых больше двадцати, а то и тридцати лет, и мне кажется, что пора уже что-то менять. Потому что практика показывает, что изменения и реформы сами не приходят или же приходят очень и очень поздно. Система образования должна идти в ногу со временем, и нам нужно изучать в первую очередь то, что происходит вокруг нас.

Мой преподаватель по литературе говорил: «Я не могу поменять страну, но я могу вложить свои мысли в головы своих учеников, которые потом станут юристами, врачами, учителями, писателями, и они будут менять мир с помощью тех, кого сами будут учить». И мой преподаватель был прав. Он, как никто, осознавал миссию каждого, кто учит. То есть родителя, наставника, преподавателя. Он был лучшим преподавателем за все мои четыре школы и одиннадцать лет обучения.

Если продолжать учить детей без креатива, без идей, без личной заинтересованности, вбивая в их головы сухую теорию и академические тезисы, вырастет стадо интеллектуалов, которые будут много выпендриваться, мало знать и ничего не делать. А таких людей множество, и мы все ими являемся в той или иной степени. Когда люди ничего не делают и ничего не хотят делать, все, что окружает их, начинает рушиться. И эти люди винят во всем правительство, менталитет, бога, тогда как на самом деле виновато неправильное, наплевательское, пустое образование и учителя, которые учат штампами и заставляют зубрить, отчего вырастают бездеятельные, но начитанные «интеллектуалы», которым все должны, потому что уж они-то точно знают, что непризнанные гении – это именно они.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть