Как учатся дети, чьи родители по работе вынуждены переезжать с места на место? Автор proaist.ru Сева Соловьев узнал все о международных детских садах в Бельгии и подробно рассказывает на конкретном примере, за что родители готовы отдавать от 13 до 30 тысяч евро в год.
- Скоро я иду в школу. Как называется моя школа ?
- Европейская школа «Мол».
- Какая она, моя школа?
- Твоя школа спрятана в лесу в красивом месте за городом. Там замечательные детские площадки, интересные игры и разные игрушки. В здании садика есть все, чтобы тебе было весело и интересно готовиться к поступлению в школу.
- Кто будут мои учителя?
- Для каждой языковой группы – свой учитель. Один говорит по-немецки, другой по-английски, третий – по-французски, четвертый – на нидерландском. Все они приехали из разных европейских стран: из Италии, Голландии, Бельгии и Великобритании.
- А из Италии почему?
- Потому что в Италии, так же, как и в Бельгии, часть населения говорит на немецком языке.
- Теперь я понимаю, почему школа называется Европейской. А кто будет помогать учителям?
- С каждой группой работает ассистент преподавателя. Они помогают учителям в их работе, а детям с их занятиями и играми. Родители, кстати, тоже могут участвовать. Им просто надо заранее предупредить школу.
- Чем я смогу там заниматься? Мне можно будет играть?
- Да, конечно, не волнуйся! У тебя будет много времени на игры. А учителя ненавязчиво помогут тебе научиться читать, писать и считать. Вместе с другими ребятами из класса ты узнаешь многое об этом мире.
- А с кем мне можно будет играть?
- У тебя появится много новых друзей : мальчиков и девочек из Европы и других стран мира.
Этим диалогом между малышом (которому три года) и его родителем представлена школа «Мол» в Брюсселе на ее официальном сайте. «Мол» – очень современное учебное заведение, созданное для нужд семей, постоянно меняющих место проживания.
В Брюсселе таких - чуть ли не большинство. Этот город вообще называют «кампусом для взрослых ». В «столице Европы», как известно, находятся многочисленные представительства стран, как входящих в Евросоюз, так и работающих с ним, Европейские институты, представительства международных корпораций и так далее. Стандартный контракт на работу в представительстве, как правило, рассчитан на четыре года. Негласный (а где-то и вполне официальный) корпоративный закон предусматривает только одно переподписание договора. Поэтому дипломаты, специалисты по коммерческим отношениям, другие эксперты приезжают в Брюссель на несколько лет, после чего отбывают в другую точку мира. Путешествуют, как правило, семьями, с детьми.
И это – отдельная категория детей. Они за свою школьную жизнь порой меняют десятки учебных заведений, множество стран. Раньше для детей дипломатов существовали только «посольские» садики и школы. В нынешнем бешеном темпе жизни их уже недостаточно. Родители хотят, чтобы их дети получали знания не только по «домашней» программе обучения, но не отставали и от другого мира. Эти семьи, как правило, и сами не знают, когда им придется бросить все и ехать на новое место жительства. Где будет находиться новый дом, они, как правило, тоже не представляют. Брюссель в этом смысле – вещь в себе. Здесь намешано разных культур, разных языков, реалий и профессий. И эти дети, волею судеб, с самого рождения должны уметь уживаться с любыми соседями, не теряться в любой языковой среде.
Такие реалии и породили «Мол» и аналогичные ему учебные заведения. В диалоге – презентации достаточно четко описано то, чего ожидают родители от садика для их малыша: как можно больше иностранных языков с первых лет его жизни, престижное месторасположение, максимум возможностей для обучения всему на свете, интернациональная команда преподавателей и учеников.
Кроме того, об этом никто не скажет, но это – престижно. Такие школы очень дорогие. В «Моле», например, год обучения будет стоить от 13 до 30 тысяч евро. При том, что обычный районный садик – как правило, вообще бесплатный.
Еще один плюс: «Мол» – это сеть учебных заведений по всей Европе. Предполагается, что, переезжая, семья имеет возможность просто перевести ребенка в отделение той же школы, просто в другом городе или другой стране. Так малышу или школьнику будет проще адаптироваться. Ибо программа обучения во всех отделениях «Мол» по всей Европе – одна и та же. Она одобрена министрами образования всех 28 стран Евросоюза. Но это, конечно, не значит, что ходить в «Мол» могут только европейские дети. В Брюссельском отделении, например, на данный момент 800 детей 50 национальностей.
Способ воспитания детей – философский. В садике занятия разделены по четырем аспектам: «Я и мое тело», «Я – личность», «Я и другие», «Я и мир». Предполагается, что воспитатели учат ребенка не только наукам, но и ориентации в этом мире, пониманию себя и других. Впрочем, это совершенно не значит, что способы воспитания – слишком альтернативные. Напротив, знания ребенку начнут вкладывать в голову уже в садике. Малышей обучают объективным наукам, причем на разных языках, а также таким предметам, как религия, танцы, музыка; по завершении всей системы обучения ребенок будет говорить на пяти языках.
Дошколята проводят в садике пять дней в неделю: в понедельник пять часов, в среду и пятницу – по четыре, во вторник и четверг – по восемь! Родителям категорически запрещено не только вмешиваться в работу преподавательского состава, но даже находиться в помещении детского сада. Встречать ребенка после занятий полагается у входной двери. Правилами запрещено играть и вообще задерживаться в классах или помещениях сада. При этом родители могут помогать воспитателям во время специальных мероприятий, в том числе выездных, но лишь по предварительному согласованию с администрацией учебного заведения.
Мероприятий, самых разных, организуется множество. Недавно, например, брюссельское отделение «Мол» посещал посол Германии в Королевстве Бельгия. До этого дети посещали Европейский Парламент. А в январе для малышей была организована Ярмарка британских книг! Поскольку школы официально поддерживают правительства всех стран Евросоюза, представительства систематически организуют что-то для учащихся. Тем более, есть личная заинтересованность : как правило, дети представителей стран ЕС в Бельгии обучаются в этой же школе.
Впрочем, «Мол» – далеко не единственная международная школа в Брюсселе и Бельгии. Их множество на любой вкус. В Антверпене уже с 67 года открыта Международная школа и сад, где с 2,5 лет обучение ведется на английском языке. Брюссельская Английская школа принимает детей с 2,5 до 11 лет для обучения базовым предметами, а также музыке, спорту – все исключительно на английском языке. В Генте, в Ватерлоо, других городах Бельгии – международные садики с последующим переходом в начальную школу есть по всей Бельгии.
«Вообще, я бы с удовольствием отдала своего сына в международный садик, - поделилась Алена, супруга сотрудника Еврокомиссии. – В первую очередь из-за языка. Во-вторую - из-за программы. Их там учат с прицелом на то, что ребенок может уехать и дальше ходить в другую международную школу. Но это слишком уж дорого! Платить по две тысячи евро в месяц за детский садик – на мой взгляд, слишком. Поэтому сын ходил в обычный, французский садик. Он оказался ближе всех к дому, и там были свободные места. А когда мы переехали, он, кстати, очень быстро перестроился с французского на английский. Так что я не жалею, что сделала такой выбор».
Настя долго приценивалась к международным садикам. Хотя покидать Бельгию в ближайшее время она не планирует, в программах этих школ Настю привлек, по ее мнению, более творческий подход к обучению детей. Но и она в итоге от подобной идее отказалась: слишком дорого. Ее дочь также ходит в районный садик.
А вот Кристин посещение международного садика ее двумя детьми оплачивает работа. Кристин говорит, что детям там очень нравится. Хотя они все равно скучают по родителям, которым надо заниматься карьерами. В контракте Кристин есть пункт: каждые школьные каникулы она получает небольшой отпуск. Чтобы наверстать упущенное с детьми время.
«Конечно, я тоже скучаю по ним. Но я уверена, что дети, когда вырастут - поймут, зачем все это было, - говорит Кристин. – А пока же, я просто стараюсь дать им самое лучшее из возможного. Я работала в Африканских странах, в Португалии и в Бельгии. И могу вас заверить, что такие «сетевые» садики и школы – действительно отличное изобретение. Не только потому, что дети не теряют времени на адаптацию к требованиям новой школы. Но еще и потому, что они окружены детьми из семей в аналогичной ситуации. А куда деваться? Реалии таковы, что сегодня важнее не лишиться работы, а ребенка на воспитание отдать профессионалам».
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!