Как учатся дети, чьи родители по работе вынуждены переезжать с места на место? Автор proaist.ru Сева Соловьев узнал все о международных детских садах в Бельгии и подробно рассказывает на конкретном примере, за что родители готовы отдавать от 13 до 30 тысяч евро в год.
- Скоро я иду в школу. Как называется моя школа ?
- Европейская школа «Мол».
- Какая она, моя школа?
- Твоя школа спрятана в лесу в красивом месте за городом. Там замечательные детские площадки, интересные игры и разные игрушки. В здании садика есть все, чтобы тебе было весело и интересно готовиться к поступлению в школу.
- Кто будут мои учителя?
- Для каждой языковой группы – свой учитель. Один говорит по-немецки, другой по-английски, третий – по-французски, четвертый – на нидерландском. Все они приехали из разных европейских стран: из Италии, Голландии, Бельгии и Великобритании.
- А из Италии почему?
- Потому что в Италии, так же, как и в Бельгии, часть населения говорит на немецком языке.
- Теперь я понимаю, почему школа называется Европейской. А кто будет помогать учителям?
- С каждой группой работает ассистент преподавателя. Они помогают учителям в их работе, а детям с их занятиями и играми. Родители, кстати, тоже могут участвовать. Им просто надо заранее предупредить школу.
- Чем я смогу там заниматься? Мне можно будет играть?
- Да, конечно, не волнуйся! У тебя будет много времени на игры. А учителя ненавязчиво помогут тебе научиться читать, писать и считать. Вместе с другими ребятами из класса ты узнаешь многое об этом мире.
- А с кем мне можно будет играть?
- У тебя появится много новых друзей : мальчиков и девочек из Европы и других стран мира.
Этим диалогом между малышом (которому три года) и его родителем представлена школа «Мол» в Брюсселе на ее официальном сайте. «Мол» – очень современное учебное заведение, созданное для нужд семей, постоянно меняющих место проживания.
В Брюсселе таких - чуть ли не большинство. Этот город вообще называют «кампусом для взрослых ». В «столице Европы», как известно, находятся многочисленные представительства стран, как входящих в Евросоюз, так и работающих с ним, Европейские институты, представительства международных корпораций и так далее. Стандартный контракт на работу в представительстве, как правило, рассчитан на четыре года. Негласный (а где-то и вполне официальный) корпоративный закон предусматривает только одно переподписание договора. Поэтому дипломаты, специалисты по коммерческим отношениям, другие эксперты приезжают в Брюссель на несколько лет, после чего отбывают в другую точку мира. Путешествуют, как правило, семьями, с детьми.
И это – отдельная категория детей. Они за свою школьную жизнь порой меняют десятки учебных заведений, множество стран. Раньше для детей дипломатов существовали только «посольские» садики и школы. В нынешнем бешеном темпе жизни их уже недостаточно. Родители хотят, чтобы их дети получали знания не только по «домашней» программе обучения, но не отставали и от другого мира. Эти семьи, как правило, и сами не знают, когда им придется бросить все и ехать на новое место жительства. Где будет находиться новый дом, они, как правило, тоже не представляют. Брюссель в этом смысле – вещь в себе. Здесь намешано разных культур, разных языков, реалий и профессий. И эти дети, волею судеб, с самого рождения должны уметь уживаться с любыми соседями, не теряться в любой языковой среде.
Такие реалии и породили «Мол» и аналогичные ему учебные заведения. В диалоге – презентации достаточно четко описано то, чего ожидают родители от садика для их малыша: как можно больше иностранных языков с первых лет его жизни, престижное месторасположение, максимум возможностей для обучения всему на свете, интернациональная команда преподавателей и учеников.
Кроме того, об этом никто не скажет, но это – престижно. Такие школы очень дорогие. В «Моле», например, год обучения будет стоить от 13 до 30 тысяч евро. При том, что обычный районный садик – как правило, вообще бесплатный.
Еще один плюс: «Мол» – это сеть учебных заведений по всей Европе. Предполагается, что, переезжая, семья имеет возможность просто перевести ребенка в отделение той же школы, просто в другом городе или другой стране. Так малышу или школьнику будет проще адаптироваться. Ибо программа обучения во всех отделениях «Мол» по всей Европе – одна и та же. Она одобрена министрами образования всех 28 стран Евросоюза. Но это, конечно, не значит, что ходить в «Мол» могут только европейские дети. В Брюссельском отделении, например, на данный момент 800 детей 50 национальностей.
Способ воспитания детей – философский. В садике занятия разделены по четырем аспектам: «Я и мое тело», «Я – личность», «Я и другие», «Я и мир». Предполагается, что воспитатели учат ребенка не только наукам, но и ориентации в этом мире, пониманию себя и других. Впрочем, это совершенно не значит, что способы воспитания – слишком альтернативные. Напротив, знания ребенку начнут вкладывать в голову уже в садике. Малышей обучают объективным наукам, причем на разных языках, а также таким предметам, как религия, танцы, музыка; по завершении всей системы обучения ребенок будет говорить на пяти языках.
Дошколята проводят в садике пять дней в неделю: в понедельник пять часов, в среду и пятницу – по четыре, во вторник и четверг – по восемь! Родителям категорически запрещено не только вмешиваться в работу преподавательского состава, но даже находиться в помещении детского сада. Встречать ребенка после занятий полагается у входной двери. Правилами запрещено играть и вообще задерживаться в классах или помещениях сада. При этом родители могут помогать воспитателям во время специальных мероприятий, в том числе выездных, но лишь по предварительному согласованию с администрацией учебного заведения.
Мероприятий, самых разных, организуется множество. Недавно, например, брюссельское отделение «Мол» посещал посол Германии в Королевстве Бельгия. До этого дети посещали Европейский Парламент. А в январе для малышей была организована Ярмарка британских книг! Поскольку школы официально поддерживают правительства всех стран Евросоюза, представительства систематически организуют что-то для учащихся. Тем более, есть личная заинтересованность : как правило, дети представителей стран ЕС в Бельгии обучаются в этой же школе.
Впрочем, «Мол» – далеко не единственная международная школа в Брюсселе и Бельгии. Их множество на любой вкус. В Антверпене уже с 67 года открыта Международная школа и сад, где с 2,5 лет обучение ведется на английском языке. Брюссельская Английская школа принимает детей с 2,5 до 11 лет для обучения базовым предметами, а также музыке, спорту – все исключительно на английском языке. В Генте, в Ватерлоо, других городах Бельгии – международные садики с последующим переходом в начальную школу есть по всей Бельгии.
«Вообще, я бы с удовольствием отдала своего сына в международный садик, - поделилась Алена, супруга сотрудника Еврокомиссии. – В первую очередь из-за языка. Во-вторую - из-за программы. Их там учат с прицелом на то, что ребенок может уехать и дальше ходить в другую международную школу. Но это слишком уж дорого! Платить по две тысячи евро в месяц за детский садик – на мой взгляд, слишком. Поэтому сын ходил в обычный, французский садик. Он оказался ближе всех к дому, и там были свободные места. А когда мы переехали, он, кстати, очень быстро перестроился с французского на английский. Так что я не жалею, что сделала такой выбор».
Настя долго приценивалась к международным садикам. Хотя покидать Бельгию в ближайшее время она не планирует, в программах этих школ Настю привлек, по ее мнению, более творческий подход к обучению детей. Но и она в итоге от подобной идее отказалась: слишком дорого. Ее дочь также ходит в районный садик.
А вот Кристин посещение международного садика ее двумя детьми оплачивает работа. Кристин говорит, что детям там очень нравится. Хотя они все равно скучают по родителям, которым надо заниматься карьерами. В контракте Кристин есть пункт: каждые школьные каникулы она получает небольшой отпуск. Чтобы наверстать упущенное с детьми время.
«Конечно, я тоже скучаю по ним. Но я уверена, что дети, когда вырастут - поймут, зачем все это было, - говорит Кристин. – А пока же, я просто стараюсь дать им самое лучшее из возможного. Я работала в Африканских странах, в Португалии и в Бельгии. И могу вас заверить, что такие «сетевые» садики и школы – действительно отличное изобретение. Не только потому, что дети не теряют времени на адаптацию к требованиям новой школы. Но еще и потому, что они окружены детьми из семей в аналогичной ситуации. А куда деваться? Реалии таковы, что сегодня важнее не лишиться работы, а ребенка на воспитание отдать профессионалам».

В чат входят «измученные мамы», которые сейчас нам расскажут, как сильно он...
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!