Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Есть ли жизнь после линейки? Советы родителям первоклассников

Автор
Анастасия Мармузова
Анастасия Мармузова
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
1 сентября 21 в 12:00
Есть ли жизнь после линейки? Советы родителям первоклассников

Источник фото: stockking - ru.freepik.com

Первый класс – не только новый, захватывающий этап в жизни сына или дочки, но и большое испытание для всей семьи. То, какими будут для ребенка первые месяцы в школе, во многом определит отношение к учебе на всю оставшуюся жизнь. Чтобы процесс адаптации прошел плавно и легко, достаточно соблюсти несколько несложных рекомендаций – о них порталу «Аист на крыше» рассказала психолог, специалист по психологическому сопровождению приемных семей фонда «Дети ждут» Евгения Тихомирова.

Есть ли жизнь после линейки? Советы родителям первоклассников

Фото из личного архива психолога

– Первое, что следует сделать родителям, – осознать главную задачу ребенка на ближайшие два-три года: научиться учиться. И желательно получать от этого положительные эмоции. Все! Мамочки, прошу вас, оставьте идеи о том, что ребенок должен быстро проявить себя, занять место в коллективе, выиграть конкурсы и поучаствовать во всех спектаклях. Это амбиции родителей, они очень нервируют детей.

Будьте готовы стать частью процесса. Современная школа отличается от школы 15-20-летней давности. Вспомните, как было, когда вы сами учились. Вот это: «Мне ключ от квартиры на шею повесили в первом классе, и дальше я все делал сам». Вспомнили? Теперь забудьте. Эта парадигма уже не работает. Современная школа устроена иначе: родитель учится вместе с ребенком. Это лучше принять. Вы, конечно, можете с этим бороться, но важно понять, что такая борьба отнимет драгоценные силы и нервы. Ваши и ребенка.

Не запугивайте. Если вы весь год, предшествующий школе, носились с ребенком по подготовительным занятиям, нервничали, закатывали глаза и горестно вздыхали: «О боже! Первый класс! Кошмар!», а перед 1 сентября вдруг начнете рассказывать, какой завтра большой праздник, вы будете выглядеть как минимум странно. Пазл у сына или дочки точно не сойдется, к тому же ребенок решит, что вы его обманываете. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что и как вы говорите про школу, про других ребят, про учителей. Если вы воспринимаете происходящее как катастрофу, не ждите, что ребенок будет относиться к школе иначе.

Следите за словами. Любые слова родителя, сказанные рано утром или перед отходом ко сну, записываются на подкорку и формируют фокус внимания ребенка, то, на чем он будет сосредоточен. Если утро начинается с того, что вы его грубо расталкиваете, ворчите, что он долго собирается, торопите, нервничаете сами, он на подкорку записывает сообщение: «Ты плохой, у тебя ничего не получается». И с этим он идет в школу. То же самое вечером – мы подводим итог дня и задаем настрой на завтра. Поэтому очень важно следить за тем, что вы транслируете ребенку и рядом с ребенком в эти часы.

Обращайте внимание на свое эмоциональное состояние. Младшая школа нужна для формирования навыков: когнитивных и поведенческих. И чем выше уровень тревоги ребенка, чем больше родитель его накручивает: «Слушайся, старайся, запоминай, сиди ровно», – тем сложнее ему будет. Очень много сил будет уходить на то, чтобы элементарно успокоиться, находясь в школе. А что для этого нужно? Покачаться на стуле, постучать ручкой по столу, походить по классу. Педагогов это раздражает, они начинают делать замечания, тревога растет, сосредоточенности становится все меньше, мотивация учиться пропадает. Такое происходит сплошь и рядом. Нужно понимать, что кризисы неизбежны, а чтобы их пройти, необходима мягкая и добрая поддержка.

Есть ли жизнь после линейки? Советы родителям первоклассников

Источник фото: pvproductions - ru.freepik.com

Удовлетворяйте базовые потребности: ребенок должен высыпаться, хорошо питаться, много двигаться, вовремя отдыхать. Пока они не закрыты, бесполезно ожидать, что он будет жаждать новых знаний и с восторгом их поглощать. Старайтесь обеспечить своевременное переключение «мыслительное – эмоциональное – физическое – креативное», чтобы ребенок не оказался перестимулирован одним видом деятельности. Например, долго делал уроки и не погулял. Соответственно, мотивации делать что-то становится меньше, хочется просто отдохнуть, получить эмоции. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок был в равной степени нагружен интеллектуально, эмоционально и физически. Если все только вращается вокруг школы, это становится невыносимо.

Практикуйте постепенную передачу ответственности. Например, собираться в школу и следить за своими вещами. Некоторые родители полагают, что, став первоклассником, он должен это уметь автоматически. Но это не так! Нужен 21 день для создания новой привычки. Поэтому если хотите, чтобы данная привычка сформировалась, каждый день уделяйте этому время: «А теперь давай соберем портфель». Сначала делайте вместе, потом предоставляйте ребенку возможность действовать самому, напоминая, если он забыл. Если не получается – спрашивайте, нужна ли ваша помощь. Здесь действует простой алгоритм: поддержка и постепенная передача ответственности. Не требуйте быстрых результатов – это кропотливый процесс многократных повторений. Так вырабатывается механизм, а у ребенка создается опыт успеха, что он справляется с чем-то сам.

Признавайте авторитет учителя. Психика ребенка так устроена: фигура первого учителя очень значима, и эта значимость иногда перекрывает «педагогический» авторитет родителя. Педагог – носитель знания, он главный источник информации. Когда он говорит, все слушают. Поддерживать этот пиетет – значит помогать ребенку. Поэтому крайне важно выстроить с учителем здоровые, человеческие отношения. Не испортить их с самого начала чрезмерной требовательностью, бесконечными вопросами и претензиями. Помните, современная школа такова, что в ней сложно всем: и детям, и учителям, и родителям. И если есть возможность создать командную работу, когда педагог и родитель в одной лодке, надо попытаться это сделать. Чем меньше разборок устраивает родитель в школе, тем проще ребенку там находиться. При этом важно оставаться чутким к тому, что происходит с ребенком в школе, каково его состояние и что на него влияет. Только родитель может вовремя поддержать и принять решения, от которых будет зависеть весь процесс.

Дозируйте нагрузку. Для некоторых мам и пап первый класс становится началом бесконечной эстафеты: кружки, репетиторы, секции, дополнительные занятия. Первоклассника важно не перегрузить. Когда он перегружается, у него падает уровень внимания и включенности, появляется сопротивление новому, просто потому что нет сил на переработку информации. Нагрузка должна быть дозированной, чтобы у ребенка хватало сил на адаптацию.

Искренне интересуйтесь. Самый дурацкий вопрос родителя: «Что было в школе?» Задавать его вовсе не обязательно. Чаще всего это делается формально, без подлинного интереса. Можно спросить все что угодно, главное – искренне. Например, что давали на завтрак в столовой, как дела у друга или получилось ли что-то, что не получалось раньше. Меньше оценивать. Вместе радоваться маленьким успехам, пусть даже это тройка вместо двойки.

Используйте методику позитивного подкрепления. В случае нежелательного поведения сводите негативную реакцию к минимуму. Если ребенок забывает сменку, не стоит по десять минут отчитывать его за рассеянность. Проще говоря, не уделяйте много внимания тому, что вам не нравится. И поощряйте то, что хотите видеть чаще, не ограничиваясь дежурным «молодец». На это сложно перестроиться, но это очень эффективно.

Оставляйте время на игру. Многим родителям кажется, что школа делает любого ребенка сосредоточенным, собранным и серьезным. Но на такие изменения нужно время, за одну ночь они не происходят. Особенно если до этого к самостоятельности ребенка никак не готовили. Поэтому не убирайте далеко игрушки. Между школой, кружками и повседневными делами обязательно выделяйте время на веселье и отдых.

Есть ли жизнь после линейки? Советы родителям первоклассников

Источник фото: pvproductions - ru.freepik.com

Будьте в настоящем моменте. Когда ребенок идет в школу, это влияет на привычный уклад жизни всей семьи. Меняются ритм, скорость, режим. Нужно время, чтобы к этому привыкнуть. Поэтому запаситесь терпением и создайте себе бодрый рабочий настрой. Будьте готовы к трудностям, но не ждите их. Если возникнет соблазн рассказать ребенку, что будет, если он не станет хорошо учиться, остановите себя. Эти аргументы не сработают, потому что у ребенка нет представления о долгосрочной перспективе. Для него есть только сейчас, и он уверен, что так, как сейчас, будет всегда. Поэтому лучше заботьтесь о том, чем наполнено ваше совместное «сейчас». Ребенку очень важно знать, что дома его примут любым. А пока вы беспокоитесь о том, чтобы он был не хуже других, чтобы его приняли, чтобы он проявил свои таланты, вы упускаете главное – его самого. В конце концов, школу можно поменять. Поменять ребенка не получится.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть