Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Образование

    Петрановская о том, нужно ли делать уроки вместе с детьми

    Автор
    Юлия Воробьева
    Юлия Воробьева
    Журналист
    Подписка на автора

    Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
    В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

    подписаться
    30 августа 21 в 16:00
    Петрановская о том, нужно ли делать уроки вместе с детьми

    Источник фото: Julia M Cameron: Pexels

    Не секрет, что современных родителей начинает трясти только от одной мысли о надвигающемся школьном сезоне. А все потому, что в сложившихся реалиях они порой проводят за учебниками больше времени, чем в свою школьную бытность.

    25 августа Людмила Петрановская в рамках онлайн-лекции «Снова в школу» поделилась своими мыслями на этот счет. По словам психолога, она получила более 1000 вопросов, переполненных вполне понятной тревогой. Но непонятно другое – почти все они декларируют слишком категоричные установки, придавая окружающей действительности исключительно черно-белую окраску. Отсюда мы получаем крайности, в которые то и дело бросаются выбитые из колеи родители.

    Когда мы беспокоимся только об оценках, мы похожи на надзирателя, следящего за бесправными работниками на плантациях.

    Одни из них могут часами нависать над своим чадом, лишь бы все было сделано по линеечке, другие готовы бросить его на произвол судьбы, и пусть барахтается сам.

    Чего вы хотите добиться?

    Но правда в том, что в мире нет ни одного ребенка, которого надо было бы пустить на самотек, так же, как нет ни одного ребенка, которого следовало бы тотально контролировать. Тут вопрос в другом. Сначала спросите себя, а зачем вам надо делать с ним уроки. Чтобы что? Чтобы все было правильно и без помарок? Поздравляем! Вы только что подписались учиться за него.

    И это очень принципиальный момент. При такой постановке задачи мы думаем не о ребенке, а о том, чтобы в тетрадке все было хорошо. А ребенок... это лишь инструмент, который механически выполнит работу. А потом учительница поставит НАМ пятерку, чему МЫ несказанно порадуемся.

    Когда мы беспокоимся об оценках, мы больше походим на надзирателя, следящего за бесправными работниками на плантациях. Его не интересуют ни чувства работников, ни их эмоциональное состояние. Его интересует лишь собранная норма урожая. Читай: оценки. Но мы-то не надзиратели. Родитель – это взрослая заботливая фигура, рядом с которой ребенку хорошо и спокойно. Вспоминаем незыблемые заветы из бестселлера Петрановской «Тайная опора». Наша цель – это здоровый, эмоционально стабильный ребенок, который растет на радость маме и папе, а урожай и грядки в виде оценок – лишь средства.

    Основная задача начальной школы – это вовсе не освоение программы. Это обучение метанавыкам. И главный из них – это умение учиться.

    Гораздо логичнее занять участливую позицию тьютора или коуча, когда в фокусе нашего внимания – ребенок, его самочувствие, эмоциональное состояние, а не идеальная каллиграфия в прописях. И как только в сознании родителя случается эта перестройка, все встает на свои места. Масштаб бедствия стремительно сокращается, ситуация обретает осязаемые формы, и перед нами вырисовываются логичные и правильные шаги, которые способны приблизить нас к цели.

    Петрановская о том, нужно ли делать уроки вместе с детьми

    Источник фото: Brigitte Werner с сайта Pixabay

    Что дальше?

    Все, как обычно, индивидуально. Здесь нет универсального рецепта или набора волшебных слов, способных наладить домашнюю работу. Участие и помощь родителей в этом процессе может выражаться очень по-разному в зависимости от того, что нужно конкретному ребенку в данный конкретный момент.

    Одному нужно напомнить про уроки, потому что его увлекает совершенно другая деятельность, с другим – посидеть рядом, потому что ему одному тоскливо, третьему надо медленно объяснить, потому что в классе было шумно и он не смог вникнуть, и т. д. Иногда эта помощь заключается в том, чтобы просто приободрить, рассмешить, утешить или сделать перерыв на чай. Есть дети, которым сама программа дается легко, но портфель они могут собрать только к 3-му классу, или им сложно вставать по утрам и собираться. Определить характер этой самой помощи и есть задача родителей.

    А как же знания?

    Как утверждает Людмила Владимировна, основная задача начальной школы – это вовсе не освоение программы. Это обучение метанавыкам. И главный из них – это умение учиться. Ведь научиться читать и писать на самом деле проще, чем научиться грамотно организовывать свою учебную деятельность. И в наши дни важность этого навыка сложно переоценить. Мы теперь живем в реальности, где люди учатся постоянно. Не выйдет окончить школу и институт и потом всю жизнь на этом ехать.

    Если посмотреть под этим углом, то вырисовываются совершенно другие задачи. Пусть задание будет выполнено неидеально, но зато вы с ребенком узнаете, как для него удобнее и продуктивнее. С каких заданий лучше начинать работу? С легких или сложных? Умеет ли ваш ребенок отделять главное от второстепенного? Может ли он быстро переключаться с одной деятельности на другую? Вот ваш ребенок знает это про себя? Вы сами-то про себя это знаете? Поверьте, все это гораздо важнее, чем сделанные уроки.

    Невозможно «сделать так, чтобы он...». Невозможно вложить в другого человека желание делать то, что ему неинтересно.

    Тем временем 90% родителей предпочитают действовать наверняка, минуя стадию проб и ошибок. Начиная с младших классов они сами узнают домашние задания для своих детей и судорожно сверяют результат выполненной работы с товарищами по несчастью. Некоторые учителя уже даже не пытаются донести что-либо до детей, сразу отправляя задания в родительские чаты. Получается, что мы сами устанавливаем эти порочные правила игры, давая понять, что учимся здесь мы.

    Но школа – это ответственность ребенка

    К сожалению, современные родители загнали себя в угол, полностью забрав ее себе, а теперь взывают к помощи именитого психолога, заваливая его риторическими вопросами «Как сделать так, чтобы он...». Но ответственность – штука такая: если она у тебя, то у меня ее нет. Вот и все. Если с самого начала все контролировать, с чего бы ребенку волноваться? Вам надо – вы и переживайте.

    Петрановская о том, нужно ли делать уроки вместе с детьми

    Источник фото: Max Fischer: Pexels

    А если он не хочет делать уроки?

    Справедливое замечание в сложившейся реальности. Пора перестать морочить голову и принять объективную реальность. Наша школа во многом архаичная, не соответствует требованиям времени, часто очень скучная, оторвана от жизни и практики, дает много сведений и требует их знать, не давая сути.

    Например, как объяснить ребенку, зачем нужны формулы по физике? Никак. Знать надо, как устроен мир вокруг нас. А формулы – это просто способ записи этих знаний. Но вдумайтесь, как выглядит ситуация в глазах ребенка? От него зачем-то требуют выучить безликие формулы, научиться туда подставлять циферки, что-то считать, и все это в итоге называется решить задачу. Смысла процесса он не понимает. Нет никакой связи с его опытом. И возникает закономерный вопрос: «Зачем мне все это?»

    Чтобы вам было легче принять этот факт, знайте, что кризис системы образования выходит за рамки национальной проблемы и имеет общемировой масштаб. Конечно, с поправками на экономику каждой конкретной страны.

    Несмотря на то, что среднестатистически школа – это неинтересно, местами тяжело и непонятно, не нужно ее излишне демонизировать. Школа – это часть жизни. Что еще важнее, школа – это всегда возможность.

    Так что невозможно «сделать так, чтобы он...». Невозможно вложить в другого человека желание делать то, что ему неинтересно. Вот лично вас может ли кто-то замотивировать на то, что вам неинтересно? Наверное, да. Но для этого нужно провести глобальную работу, чтобы в этом неинтересном вы увидели что-то близкое и важное для себя. Можете ли вы провести эту работу вместо школы? Школы, где вас нет, где вы ничего не определяете и ни на что не влияете? Нет! Но если вы продолжите ставить перед собой такую задачу, вы постоянно будете чувствовать себя плохими родителями, которые не справились.

    Мы взрослые, и наша обязанность – навести резкость в этом вопросе. Вместо тщетных попыток «сделать так, чтобы он», вы можете делиться с ребенком тем, что интересно вам, даже если это не совпадает со школьной программой. Вы можете показать ему способы поиска дополнительной информации. Но только показать.

    То, что ему трудно сесть за уроки, это понятно и нормально. Нам с вами тоже трудно. Прокрастинации посвящено множество современных книг и тренингов, и все они адресованы взрослым. Перестаньте драматизировать и считать, что ребенок над вами издевается, превращая вашу жизнь в ад. Отнеситесь к этому как к задаче грамотно организовать свою работу, мотивировать себя, научиться делать то, что не хочется. Это тоже очень важный для жизни метанавык. Это гораздо продуктивнее, чем скандалить, требовать или искать волшебные слова.

    Школа – это возможность

    Несмотря на то, что среднестатистически школа – это неинтересно, местами тяжело и непонятно, не нужно ее излишне демонизировать. Школа – это часть жизни. Мы не можем отложить ее на 30 лет, пока она не трансформируется в лучшую сторону. Поэтому разговоры о ней должны быть честными и носить философский характер.

    Что еще важнее, школа – это всегда возможность, в которой будет много всего: и хорошего, и плохого, и приятного, и неприятного, и полезного, и бесполезного. Но в этом всем оттачиваются метанавыки: находить интересное в неинтересном, самому делать так, чтобы было интересно, конвертировать теоретические знания в практический опыт, настраиваться на продуктивную работу, а не проваливаться в панику перед скучными задачами, учиться «съедать» лягушку, отстаивать свою точку зрения и выстраивать межличностные отношения. Это и есть процесс обучения. Об этом и надо говорить с ребенком.


    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть